Главный вывод: в наступившем веке музеи поднялись с колен и вырвались из финансовой ямы, куда загнала их ситуация начала 1990-х годов. Тем не менее, нерешенных проблем остается много. На первом плане - вопрос посещаемости музеев публикой, а также их умения донести свои сокровища до всех без исключения категорий зрителей, включая малообеспеченные слои населения и жителей отдаленных регионов.
Всего в нынешней России 2 200 музеев. За год их посетило 77 млн человек - половина населения страны. Такие цифры привел президент недавно образованного Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. В среднем один музей в год посещает 34,5 тыс человек. Но в столицах и глубинке эти цифры разнятся: от 283 тыс посетителей в Петербурге и 223 тыс в Москве до 11 тыс в год в Новосибирской области.
Рекордсменом посещаемости стал Эрмитаж. Свои два с половиной миллиона человек в год там не считают чрезмерно высокой цифрой в сравнении с "собратьями" мирового уровня вроде Лувра или Британского музея. Но это "ровно столько, сколько Эрмитаж может вместить", заявил Пиотровский. Не остановили зрителей и цены на билеты, поднятые до ста рублей. Правда, в подобных случаях, да еще в "эпоху рекламного мышления", как единодушно признают музейные работники, часто срабатывает громкое имя, "брэнд". Таковым считаются Эрмитаж и Третьяковка, Русский и Пушкинский музеи, Царское Село и Петергоф. Подобных имен по стране лишь несколько десятков. Что, впрочем, не мешает жителям провинциальных городов с живым интересом ходить в свои, местные музеи, независимо от профиля.
На недобор посетителей жалуются многие руководители центральных музеев. Так, директор Исторического музея Александр Шкурко заявил об "ужасном положении" и привел цифру - 475 тыс человек в год. Бьет тревогу и Музей космонавтики: мимо него во Всероссийский выставочный центр идут толпы покупателей - потенциальных зрителей, которые даже не подходят к дверям.
"Когда посещаемость падает - делайте больше выставок", - такой рецепт предлагали многие директора. К слову, около восьми процентов людей в прошлом году шли в музеи именно на временные выставки, которых "федералы" провели 31,5 тыс, а муниципальные музеи - 30 тыс по всей стране. Вместе с тем, почти ни у кого нет возможности широко показать свои богатейшие фонды - в силу отсутствия помещений россияне не видят ни всей полноты коллекции каждого музея, ни демонстрируемых за рубежом крупных и весьма интересных по концепции межмузейных выставок.
Но если находящийся на Красной площади музей недоволен, то в Ясной Поляне, удаленной на сотню километров от столицы, едва справляются с потоком гостей, который доходит до 300 тыс человек в год. И это при том, что, по словам директора музея-заповедника "Ясная Поляна" Владимира Толстого, "у нашего общества сложилось не вполне адекватное мнение, что музей - это нечто скучное, рутинное, покрытое пылью, вызывающее ассоциации с миниатюрой Райкина "В греческом зале"... Тогда как британцы в 2003 году посещали музеи чаще, чем футбольные матчи. "И это лишь отражает всё возрастающую роль музея в стремительно меняющемся мире", - утверждает Толстой.
При этом музеи приобрели множество новых функций, нужных современному обществу, подчеркнул Толстой. Их собрания являют собой фундаментальную научную базу, сам музей - основа любого вида образования. В понятие "general knowledge", актуальное и на Западе, и в России, на равных входит знакомство с Лувром, Прадо или соборами Кремля как основа широкой эрудиции. При этом "все музеи очень разные, к ним не может и не должно быть единого подхода", - утверждает хранитель Ясной Поляны.
Что же делать тем, кто хочет знать о музеях как можно больше, но лишен возможности прийти туда в любой момент? Ответ дает Министерство культуры в лице начальника отдела музеев Анны Колупаевой: читать литературу, издающуюся регулярно и планомерно. Яркий пример - выпущенные Третьяковкой каталоги-резоне своей коллекции /25 томов в музее считают настоящей победой над превратностями жизни, в числе которых - и более чем скромная зарплата музейных сотрудников, чьи уникальные познания должны цениться на вес золота/. Разрабатываемая Музейным фондом система Госкаталога, параллельно с бумажным изданием выложенного в Интернет, даст будущим посетителям шанс точно определить приоритеты и выбрать тот музей и тот экспонат, который для них важнее.