> "Человек, который создал Малайзию". Именно так охарактеризовал ушедшего премьер-министра директор Института Восточной Азии из соседнего Сингапура Ван Гунву. И он не далек от истины. За 22 года пребывания Махатхира Мохамада на посту главы правительства раздираемая межнациональными и религиозными противоречиями страна, известная прежде лишь как ведущий экспортер олова и каучука, обрела стабильность и превратилась в одного из экономических "драконов" Азии.
Несмотря на постоянную и резкую критику Махатиром Мохамадом Запада, за два десятилетия в малайзийскую экономику было вложено около 80 млрд долларов зарубежных инвестиций.
При нем небольшая Малайзия стала главным мировым экспортером и третьим /после США и Японии!/ производителем полупроводниковых чипов - тех "кирпичиков", из которых собирается любой продукт электроники, а объем экспорта в два раза превысил ВНП страны. При нем это государство, не ограничиваясь выпуском компонентов, стало производить каждый четвертый телевизор и видеомагнитофон в мире. При нем был сделан и следующий шаг: в специально созданные малайзийском правительством особые зоны западные страны и Япония перебрасывают уже не просто производство, но и исследовательские и конструкторские работы. При нем доходы малайзийцев на душу населения утроились, а число живущих в бедности упало с более чем 35 до 5 проц. При нем на учебу в зарубежные вузы стали ежегодно выезжать свыше 50 тыс человек. При нем в Куала-Лумпуре построили самые высокие башни-близнецы в мире. При нем вырос целый компьютерный город - Сайбер-джая...
Махатхир Мохамад пользуется огромным уважением в регионе и за его пределами: на недавнем саммите АСЕАН президент Индонезии Мегавати Сукарнопутри не смогла сдержать слез, прощаясь с малайзийским премьером. Это уважение является вполне заслуженным: он много раз брал на себя ответственность, выступая с гневными словами от имени развивающихся стран.
Так, в последний раз выступая в качестве главы правительства с трибуны ООН в сентябре этого года, Махатхир Мохамад сказал: "Сегодня мы видим возвращение европейского империализма. Сегодня мы на деле сталкиваемся с физической оккупацией иностранными силами, утверждением марионеточных режимов".
Или - по поводу военной операции США в Ираке: "Это больше не война с терроризмом. На деле это - война за доминирование в мире".
Или: "Мы в Восточной Азии являемся самым зависимым регионом в мире от мировой торговли и экономического развития. Однако мы не имеем ни голоса, ни влияния. Решения, которые непосредственно определяют наше настоящее и продиктуют наше будущее, принимаются где-то еще".
В отличие от "человека, который сделал Сингапур" - бывшего премьер-министра Ли Куан Ю, сменившего кресло главы правительства на пост старшего министра кабинета, Махатхир Мохамад не раз заявлял, что после ухода в отставку он не будет занимать никаких постов. Однако те, кто хорошо знают его, сомневаются в этом - не тот, мол, человек, чтобы тихо сидеть дома.
Что ж, по крайней мере, теперь уже бывший глава правительства смог сам подобрать себе преемника. Занимавший последние годы пост заместителя премьера Абдулла Ахмад Бадави уже приведен к присяге.