"В последнее время стал очевиден "системный кризис" на рынке розничного распространения печати", - заявил во вторник на заседании коллегии Минпечати исполняющий обязанности начальника Управления периодической печати Юрий Пуля.
По его словам, это происходит "из-за отсутствия правильно выстроенной экономической модели", "хаотичности" и "непрозрачности" рынка розничного распространения печати.
В настоящее время, сказал Пуля, конфликт интересов между издателями и распространителями прессы не позволяет нормально развиваться ни той, ни другой стороне.
Рынок розничного распространения прессы в стране в целом созрел для перемен, добавил Пуля. В частности, по его словам, наблюдается интенсивное укрупнение компании, активизация логистики, а также обострившаяся конкуренция между издателями периодики всех уровней.
Говоря о доле периодической печати, распространяемой в России по подписке, Пуля отметил, что разовый подписной тираж прессы по состоянию на 1 июля текущего года составил 31,35 млн экземпляров. Этот показатель на 250 тыс экземпляров выше аналогичного периода 2002 года, добавил Пуля.
По его словам, к 2001 году тиражи периодики в стране практически восстановились после кризиса 1998 года, однако с тех пор они фактически не растут и колеблются в пределах 33-31 млн экземпляров. Объем российского рынка подписки на периодическую печать специалисты министерства в настоящее время оценивают в пределах 500 млн долларов.
Пуля сообщил, что сейчас в стране по подписке распространяются почти 95 проц профессиональных и специализированных изданий, около 44 проц газет и общественно-политических еженедельников и примерно 29 проц популярных массовых журналов.
В целом по стране, по его данным, на тысячу жителей приходится 217 подписных экземпляров печатных СМИ. По этому показателю лидирует Татарстан /531 экземпляров/, а самые низкие подписные тиражи отличают Москву /99 экземпляров/, и Петербург /61 экземпляров/. Эти цифры свидетельствуют, что и в настоящее время подписка является устоявшейся и приемлемой формой доступа граждан к периодической печати, считает Пуля.
Пуля сообщил также, что конкуренция на российском подписном рынке относительно развита только в крупных и средних населенных пунктах, где услуги клиента по подписке на периодическую печать предлагают несколько локальных операторов и самих издателей. "На остальной территории страны почта остается, по существу, единственным оператором, обеспечивающим приобретение периодической печати в розницу и по подписке", - добавил Пуля.
По оценке специалистов, продажи российской прессы в текущем году могут составить 1,5 млрд долларов, а к 2005 году этот показатель может приблизиться к двум млрд долларов.