Не могли бы Вы в связи с 58-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН обозначить ее основные задачи?
- Основная политическая цель 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН - закрепить тенденцию к восстановлению и упрочению единства международного сообщества, при центральной роли ООН, в решении общих задач в сферах глобальной безопасности и сотрудничества.
Свидетельством значимости для России открывшейся сессии является предстоящее выступление с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН президента России Владимира Путина. Это важное событие будет дополнено насыщенной рабочей программой президента и министра иностранных дел России в Нью-Йорке.
Предстоит масштабная работа, нацеленная на совместное преодоление негативных последствий иракского кризиса и укрепление центральной роли ООН в мировых делах в интересах всего международного сообщества. Необходимо продолжить усилия по дальнейшей модернизации ООН, коллективные механизмы которой призваны служить реальной альтернативой односторонним подходам в мировых делах. Этот процесс должен протекать без ущерба для Устава ООН, совершенствуя существующие или создавая новые механизмы на основе общеприемлемых согласованных договоренностей.
Какие меры в рамках ООН могли бы способствовать успеху борьбы с новыми вызовами и угрозами?
- Эффективности усилий мирового сообщества в ключевых областях международной жизни призвана способствовать реализация российской инициативы о построении глобальной системы противодействия новым вызовам и угрозам в соответствии с резолюцией Генассамблеи 57/145. Рассчитываем, что на предстоящей сессии удастся принять новую конкретную резолюцию, запускающую практическую работу по построению такой системы.
На передний план выдвигается задача формирования подлинно универсального антитеррористического фронта при ключевой роли Контртеррористического комитета СБ ООН /КТК/ и развитие его взаимодействия с региональными и субрегиональными организациями. Россия продолжит способствовать налаживанию рабочих контактов КТК с антитеррористическими органами СНГ и ШОС.
Важно постараться завершить в ходе 58-й сессии работу над проектами Всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом и Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Необходимо также продолжить разработку под эгидой ООН мер против связанных с терроризмом транснациональной организованной преступности, коррупции, незаконного оборота наркотиков.
Какова позиция России в отношении урегулирования конфликтов в СНГ, Афганистане, на Ближнем Востоке?
- Россия будет способствовать тому, чтобы ООН продолжила помощь в урегулировании кризисных ситуаций на пространстве Содружества Независимых Государств. Элементом этой работы остается содействие ООН миростроительству в Таджикистане. Ожидаем, что Генассамблея примет традиционную консенсусную резолюцию о гуманитарной помощи Таджикистану.
ООН призвана продолжать играть координирующую роль в долгосрочном урегулировании и социально-экономическом восстановлении Афганистана. Россия инициировала проведение 24 сентября сего года под эгидой ООН международной конференции в целях формирования общих подходов мирового сообщества к урегулированию и обустройству этой страны, в том числе для формирования системы гарантий невмешательства в ее внутренние дела при участии СБ ООН. Важно объединить усилия в разработке под эгидой ООН комплексной международной стратегии борьбы с исходящей из этой страны наркоугрозы.
Необходимо приложить все усилия для того, чтобы решения 58-й сессии Генассамблеи ООН по ближневосточному "блоку", подкрепляя соответствующую работу Совета Безопасности ООН, реально способствовали преодолению палестино-израильской конфронтации и налаживанию переговоров между руководством Израиля и ПНА на основе "дорожной карты", разработанной "четверкой" международных посредников - Россией, ООН, США и ЕС.
Какой вклад может внести ООН в решение социально-экономических проблем африканского континента?
- Предстоит уделить значительное внимание проблематике укрепления мира, безопасности и устойчивого экономического развития в Африке. Это - неотъемлемая составляющая работы по созданию стабильной системы международных отношений. Позитивные тенденции, наметившиеся в последнее время в урегулировании кризисных ситуаций на африканском континенте, дальнейшее продвижение "Нового партнерства для развития Африки" должны быть закреплены в решениях 58-й сессии ГА ООН. Важным элементом этой работы считаем углубление сотрудничества ООН с африканскими региональными и субрегиональными организациями, в первую очередь, в миротворческой области.
Расскажите о шагах, которые Россия предпринимает, в том числе в рамках ООН, в направлении снижения угрозы распространения ОМУ?
- Россия выступает за активное задействование многосторонних разоруженческих механизмов ООН в целях укрепления стратегической стабильности и режимов нераспространения ОМУ. Ратификация заключенного между Россией и США Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов и подписание российско-американской Декларации о новых стратегических отношениях являются крупным вкладом в процесс ядерного разоружения.
Считаем необходимым наращивание усилий международного сообщества по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве, чему служит российско-китайская инициатива о подготовке всеобъемлющей договоренности о неразмещении оружия в космическом пространстве. Выступаем за разработку всеобъемлющей конвенции ООН по международному космическому праву.
Будет продолжена разработка предложенной Россией тематики международной информационной безопасности, прежде всего в контексте опасности использования информтехнологий в военных целях.
Россия исходит из необходимости скорейшего вступления в силу ДВЗЯИ, который создает новую норму международного права - полное запрещение испытательных взрывов ядерного оружия.
Признаем растущую актуальность проблемы нераспространения ОМУ, в том числе в увязке с борьбой против терроризма. Готовы вести совместный поиск конструктивного решения этой проблемы.
Каков взгляд России на проблемы миротворческой деятельности ООН?
- Для России непреложными остаются базовые принципы и критерии миротворческой деятельности ООН, включая главную ответственность Совета Безопасности за поддержание мира. Необходимо совместными усилиями обеспечить укрепление правовых основ миротворчества в соответствии с Уставом ООН и решениями СБ, которое могло бы послужить реальной альтернативой односторонним подходам к урегулированию кризисных ситуаций в мире. Важное значение в этой связи сохраняет совершенствование сроков и качества развертывания ОПМ ООН в ответ на острые кризисы. Россия настроена на конструктивное сотрудничество в этой сфере.
Как в России относятся к проблеме расширения Совета Безопасности ООН?
- В ходе настоящей сессии Генеральной Ассамблеи ожидается активизация обсуждения проблемы расширения членского состава СБ ООН. Россия также признает актуальность решения этого вопроса, которое призвано усилить представительный характер Совета Безопасности. Вместе с тем мы осознаем глубину сохраняющихся расхождений в подходах к этой проблеме.
Принципиально важно достижение самого широкого согласия по всем аспектам расширения СБ, включая поддержку его итоговой формулы всеми нынешними постоянными членами, с тем, чтобы в ООН не произошло раскола по этому серьезному вопросу.
Каковы, по мнению Москвы, пути решения при участии ООН глобальных проблем развития?
- Россия выступает за дальнейшее повышение роли ООН в решении глобальных проблем развития, в том числе в сфере международной торговли, финансовых отношений, внешней задолженности и взаимодействия между ООН, Бреттон-вудскими учреждениями, ВТО и другими многосторонними структурами.
По нашему мнению, решения Международной конференции по финансированию развития и Всемирного саммита по устойчивому развитию создают дополнительные предпосылки для реализации ООН своих функций лидера в плане комплексного управления процессом глобализации в интересах всех стран-членов и минимизации связанных с ним издержек.
Каковы конкретные задачи ООН в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития?
- Важнейшей задачей сессии в области охраны окружающей среды и устойчивого развития остается практическая реализация итогов Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге.
Со своей стороны Россия предпринимает необходимые усилия в данном направлении. Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, ведется работа по подготовке принятия решения о ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Как важный шаг на пути развития международного сотрудничества в природоохранной сфере мы рассматриваем Всемирную конференцию по изменению климата в Москве, намеченную на 29 сентября - 3 октября сего года.
В последнее время все острее чувствуется необходимость активизации деятельности ООН по предотвращению и ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Какова точка зрения России по этой проблеме?
- Россия позитивно оценивает укрепление координации в области чрезвычайной гуманитарной помощи ООН и выступает за укрепление международного потенциала реагирования на чрезвычайные ситуации на национальном, региональном и международном уровнях, а также помощи в случае стихийных бедствий.
Мы выступаем в поддержку усилий международного гуманитарного сообщества по предотвращению и смягчению последствий катастроф и созданию с этой целью глобальной сети экстренного оповещения на случай крупных чрезвычайных ситуаций для обеспечения координации национальных спасательных служб, отлаживания определенной национальной специализации участников международных спасательных операций.