В Прейскуранте ь10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" отражены особенности взаимоотношений между участниками перевозочного процесса в условиях рыночной экономики.
Принципиальное отличие нового прейскуранта от действовавшего ранее заключается в том, что теперь тарифы разделены на две части - плату за использование вагонов /так называемую "вагонную составляющую"/ и плату за использование инфраструктуры железных дорог и локомотивную тягу. При этом вагонная составляющая - постоянная величина, определенная в 15,5 проц от размера тарифа.
По мнению представителей МПС, такая дифференциация тарифа позволит системно решить вопрос о возмещении затрат частных перевозчиков, связанных с закупкой и эксплуатацией грузовых вагонов, и будет способствовать развитию конкуренции на рынке перевозок.
Как ранее заявляли представители МПС, введение нового Прейскуранта не приведет к увеличению среднего уровня тарифов грузовых перевозок, установленного Правительством РФ на 2003 год.
При этом в Прейскуранте ь10-01 предусматривается снижение на 4 проц тарифов для грузов 1 класса /каменный уголь, руды и концентрат цветных металлов, лесоматериалы, бензин стабильный газовый и др/, повышение на 3 проц тарифов для грузов второго класса /сырая нефть, мазут, минеральные удобрения, кирпич и др/, тарифы на перевозку грузов третьего класса /нефтепродукты, черные и цветные металлы и др/ остаются без изменений.
Прейскурант ь10-01 утвержден постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 года и зарегистрирован Министерством юстиции России 9 июля 2003 года.