Киновымысел? И да, и нет. Красного телефона нет, а особая линия связи между первыми лицами государства в США и России действительно существует. В четверг, 20 июня, исполняется ровно 40 лет с того момента, когда между Вашингтоном и Москвой заработала "горячая линия" - спецканал, важность которого в истории "холодной войны" и российско-американских отношений еще предстоит оценить в полной мере.
В самый разгар ядерного противостояния двух сверхдержав Кремль первым увидел страшную опасность, которую представляло тогда отсутствие гарантированных каналов обмена информацией между мировыми столицами. В 1954 году Москва предложила выработать меры защиты против "случайной" войны, вызванной недопониманием или неправильной информацией. Спустя 7 лет о необходимости уменьшения риска войны заговорил Вашингтон, но только после Карибского кризиса, впервые реально поставившего мира на грань атомной катастрофы, в Белом доме и Кремле поняли, что откладывать создание спецканала больше нельзя.
20 июня 1963 года в Женеве делегации двух стран подписали "Меморандум о взаимопонимании между США и СССР, касающийся создания линии прямой связи". Тогда же было принято решение поставить в Вашингтоне и Москве телетайпные аппараты, соединенные телеграфной линией связи по проводам (включая кабель на океанском дне), проходящим из Вашингтона через Лондон, Копенгаген и Стокгольм в Москву, а также запасной канал радиотелеграфа из Вашингтона в Москву через Танжер.
"Горячая линия" Белый дом-Кремль заработала и сегодня историки подчеркивают, что она была первым практическим шагом Москвы и Вашингтона, осознавших необходимость поставить свои ядерные арсеналы под разумный контроль.
С появлением спутников связи началась модернизация "горячей линии", и в 1978 году она стала каналом космической связи. В 1986 году к линии были подключены факсы, позволяющие обмениваться документами.
С самого начала стороны договорились, что обмен по "горячей линии" будет только в письменной форме, что уменьшит риск неверного перевода и даст время для осмысления информации. Из Москвы в Вашингтон тексты уходят на русском языке, из Вашингтона в Москву - на английском. Перевод каждая сторона делает самостоятельно.
Прямая линия между США и СССР первый раз "сработала" 5 июня 1967 года, когда в своей спальне президент США Линдон Джонсон взял телефонную трубку и услышал голос главы Пентагона Роберта Макнамары: "Господин президент, включилась "горячая линия"!". В связи с движением американского флота в Средиземном море глава советского правительства Алексей Косыгин требовал у Белого дома ответа, участвуют ли США в военном ударе Израиля по Египту. Джонсон заверил Москву, что Вашингтон не принимает участия в конфликте и выступает за немедленное перемирие.
В течение первых нескольких суток арабо-израильской войны по "горячей линии" было передано около 20 сообщений. Спецканал прошел через "боевое крещение". Потом им пользовались Ричард Никсон, Джимми Картер и Рональд Рейган. "Горячая линия" между Белым домом и Кремлем стала неотъемлемой частью непростых взаимоотношений между Москвой и Вашингтоном, но само ее существование дает уверенность лидерам по обеим сторонам океана, что они всегда могут связаться друг с другом.
Красный спецтелефон - фантазия Голливуда. К тому же с американской стороны "горячей линии" терминал находится вообще не в Белом доме, а в Пентагоне - в национальном военном командном центре министерства обороны США, откуда с президентом поддерживается постоянная телефонная связь, где бы он ни находился. Но спецканал связи есть и работает бесперебойно. Его проверяют каждый час - из Вашингтона в Москву специальное сообщение-тест посылается каждый четный час, из Москвы в Вашингтон - каждый нечетный.
"Холодня война" сегодня уже стала историей. США и Россия шаг за шагом уменьшают свои ядерные арсеналы. Страшное оружие так никогда и не было пущено в ход, и в этом немалая заслуга "горячей линии", которая круглосуточно находится в строю вот уже 40 лет.