Отдельные государства ЕС должны будут под контролем Еврокомиссии внести поправки в свои двусторонние соглашения о воздушном собщении с третьими странами, если в них есть противоречия с союзным законодательством.
Заместитель председателя Еврокомиссии Лойола де Паласио в своем заявлении назвала решение Совета "историческим". По ее словам, "сделка между государствами ЕС позволит союзу утвердиться на международном уровне, работать на благо своих потребителей и европейской авиационной индустрии".
Совет ЕС принял этот пакет решений, реагируя на ноябрьский вердикт Европейского суда, который признал незаконными соглашения о воздушном сообщении с США, заключенные восемью странами ЕС.
Во-первых, эти государства превысили свои полномочия, внеся в соглашения обязательства по вопросам, находящимся в союзной компетенции. Во-вторых, соглашения ограничивают доступ на рынки друг друга по национальной принадлежности. То есть для коммерческих полетов между Германией и Америкой европейская авиакомпания должна быть обязательно немецкой, а для сообщения между Финляндией и США - финской.
Хотя вердикт Европейского суда касался только соглашений с США, будущий европейско-американский договор о воздушном сообщении станет прецедентным. Очевидно, третьи страны будут заключать следующие договоры не с Францией, Германией или Финляндией, а с ЕС. А пока должны внести поправки в действующие двусторонние соглашения.
Договор призван объединить два самых крупных в мире рынка воздушного транспорта. Совет ЕС дал Еврокомиссии мандат договориваться по широкому кругу вопросов: о правах, маршрутах, мощностях, частотах, расписаниях, тарифах, условиях конкуренции, повышенных нормах безопасности. ЕС и США смогут напрямую, минуя правительственный уровень стран-членов ЕС, устанавливать либеральные условия инвестиций в эту сферу, а также в авиационную индустрию.
Пока подобные договоры связывают ЕС с небольшими европейскими странами, не входящими в него: Швейцарией, Исландией, Норвегией.
Из-за "национальных" ограничений в договорах с третьими странами европейские авиакомпании боялись потерять "гражданство", ограничивая иностранные инвестиции. По мнению экспертов Еврокомиссии, принятие Советом ЕС этого пакета приведет к возникновению паневропейских авиакомпаний, конкурирующих друг с другом и размещающих крупные заказы на предприятиях Старого континента.