Рейтинг@Mail.ru
Москву посетил израильский музей русского искусства - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москву посетил израильский музей русского искусства

Читать ria.ru в
Дзен
Музей русского искусства Марии и Михаила Цетлиных из города Рамат-Ган (Израиль) стал гостем российской столицы. В пятницу при содействии посольства Израиля в России в Третьяковской галерее открывается выставка "Русское искусство в коллекции Марии и Михаила Цетлиных". Музей возник в 1959 году, когда жившая в США Мария Цетлина привезла свою коллекцию в Израиль и передала ее государству.
МОСКВА, 6 июня. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. Музей русского искусства Марии и Михаила Цетлиных из города Рамат-Ган /Израиль/ стал гостем российской столицы.

В пятницу при содействии посольства Израиля в России в Третьяковской галерее /ГТГ/ открывается выставка "Русское искусство в коллекции Марии и Михаила Цетлиных". Имя этих людей - меценатов из России, стоявших у истоков культуры русского зарубежья, - носит единственный в Израиле Музей русского искусства, пояснили РИА "Новости" в ГТГ.

Музей возник в 1959 году, когда жившая в США Мария Цетлина /1882-1976/ привезла свою коллекцию в Израиль и передала ее государству. Дар был связан с памятью издателя и общественного деятеля Михаила Цетлина /1882-1945/.

Супруги Цетлины встретились во Франции, где оба в начале ХХ века оказались в качестве политэмигрантов: образованные выходцы из богатых семей с юности приобщились к российскому революционному движению и вступили в партию эсеров.

В 1910 году в честь свадьбы Михаил Цетлин заказал портреты жены двум крупным мастерам - русскому живописцу Валентину Серову и французскому скульптору Антуану Бурделю. Работа Бурделя теперь хранится в Пушкинском музее /Москва/, а картина Серова украшает музей Рамат-Гана, начинавшийся с этих двух портретов.

В Москву израильтяне привезли в основном графику Серебряного века и авангарда. Собрание Цетлиных складывалось в Париже, где в их доме бывали многие русские писатели и художники: наезжавший во Францию Максимилиан Волошин и постоянно живший там Николай Тархов, почти не известная в России Маревна /Мария Воробьева-Стебелькова/ и знаменитая Наталия Гончарова.

С последней, как и с ее мужем Михаилом Ларионовым, с Александром Бенуа или Дмитрием Стеллецким, Цетлиных связала дружба уже в "белоэмигрантские" времена: вернувшись после Февральской революции в родную Москву, через год супруги вновь уехали во Францию, не приняв политику большевиков.

В 1920-30-е годы квартира Цетлиных в Париже слыла известным литературным салоном русской эмиграции: там бывали Куприн и Мережковский, Гиппиус и Бунин, Тэффи и Ходасевич.

Цетлины не были коллекционерами в общепринятом смысле, не собирали шедевры старых мастеров, но заказывали семейные портреты своим друзьям-художникам, покупали у них картины. Все завсегдатаи парижского дома, как и наполнявшие его произведения искусства, были связаны с Россией.

Таковы созданные Гончаровой эскизы костюмов к "Русским балетам" Сергея Дягилева или написанные для Цетлиных панно Стеллецкого "Времена года", вдохновленные искусством Древней Руси.

Вторая мировая война вновь превратила меценатов в беженцев - конец жизни Цетлины провели в США.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала