Государственная компания РЕНФЕ, эксплуатирующая железные дороги Испании, считает , что причиной трагедии стал "человеческий фактор". Начальник железнодорожной станции Чинчилья признал, что по ошибке дал зеленый свет пассажирскому "Тальго", который пошел навстречу товарному поезду по одноколейному участку. Однако профсоюз железнодорожников утверждает, что власти пытаются все "свалить на стрелочника".
Специалисты указывают, что на этой дороге, связывающей Мадрид и Картахену, действует полуавтоматическая техника, установленная еще в 1942 году. Такая же техника без автоматической блокировки, отмечают они, действует на 5,54 тыс испанских железных дорогах, насчитывающих 12,6 тыс км.
Эксперты утверждают также, что на модернизацию участка около Чинчильи, где произошла катастрофа, с 1997 года из бюджета было выделено более 27 млн песет, но из этих средства не была реализована ни одна песета.