Что наиболее характерно для отношений России и КНР на настоящем этапе?
- Россия и Китай в современном мире являются стратегическими партнерами друг для друга и надежной опорой для всех, кому дороги мир и развитие. Их отношения служат важным фактором международной и региональной стабильности. Своим примером Россия и Китай демонстрируют принципиальную возможность построения гармоничных отношений между крупными государствами, ядерными державами, странами-соседями, между Западом и Востоком, между Севером и Югом, между обществами с различными политическими системами и культурными традициями.
Регулярные контакты на высшем уровне имеют важное значение с точки зрения углубления и развития отношений стратегического партнерства между двумя странами и закрепления приоритетности и преемственности российско-китайских отношений на длительную перспективу в условиях недавно происшедшей передачи власти следующему, четвертому поколению китайских руководителей. Они способствуют углублению политического диалога, расширению экономического сотрудничества, наращиванию взаимодействия в международных делах и укреплению дружбы между народами двух стран.
В рамках этих контактов нынешний Председатель КНР Ху Цзиньтао побывал в Москве в 2001 г. Он имел встречи с Владимиром Путиным и Михаилом Касьяновым. В декабре 2002 года состоялась беседа Владимира Путина с Ху Цзиньтао в Пекине.
Насколько успешно складывается российско-китайское взаимодействие на международной арене?
- Сотрудничество наших двух стран в вопросах международной проблематики носит конструктивный и взаимовыгодный характер.
Россия и Китай выражают обеспокоенность опасной тенденцией к односторонним действиям в международных отношениях. Они подчеркивают необходимость урегулирования споров и кризисных ситуаций мирными средствами на основе общепризнанных принципов и норм международного права, высказываются в пользу многосторонних подходов к решению глобальных и региональных проблем.
В этом контексте выделяется центральная роль ООН и ее Совета Безопасности в качестве несущей конструкции поддержания международного мира и безопасности. Россия и Китай выступают за дальнейшее укрепление системы ООН.
Россия и Китай полагают, что в настоящее время существует реальная перспектива развития многополярного мира, формирования принципиально новой системы международной безопасности, решения глобальных и региональных проблем в рамках широкого и равноправного взаимодействия всех членов мирового сообщества.
И Россия, и Китай исходят из того, что нынешняя эпоха коренным образом изменила характер угроз международной, региональной и национальной безопасности всех государств. Сегодня основную опасность для человечества представляют такие новые вызовы, как международный терроризм и тесно связанные с ним национальный сепаратизм и религиозный экстремизм, трансграничная организованная преступность, незаконный оборот оружия и наркотиков, распространение оружия массового уничтожения, региональная нестабильность, финансово-экономические кризисы, экологические угрозы и массовые эпидемии.
Каким международным проблемам отдается приоритет в ходе российско-китайских политических контактов?
- Особое внимание уделяется вопросам организационного становления и укрепления Шанхайской организации сотрудничества, которая рассматривается в качестве одного из опорных элементов будущей конструкции многополярного мира, важного механизма укрепления безопасности и стабильности в Центральной Азии и АТР в целом.
Существенное место в двустороннем диалоге отводится вопросам сохранения мира и стабильности на Корейском полуострове. При этом Россия и Китай исходят из того, что любой силовой сценарий решения проблем Корейского полуострова является неприемлемым.
Стороны выступают за обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова и соблюдение там режима нераспространения оружия массового уничтожения. Одновременно должна быть гарантирована безопасность КНДР и созданы благоприятные условия для ее социально-экономического развития. Важная роль в урегулировании ситуации на Корейском полуострове принадлежит диалогу между США и КНДР.
Россия и Китай с самого начала нынешнего кризиса последовательно выступали за его политико-дипломатическое урегулирование, прилагали усилия для содействия мирному решению корейской ядерной проблемы. Стороны и в дальнейшем намерены тесно сотрудничать в интересах мира, стабильности и развития на Корейском полуострове.
Не остается без внимания и тема вступления Российской Федерации в ВТО. Китай поддерживает в этом нашу страну. Стороны имеют в виду активно и конструктивно продолжать двусторонние переговоры об условиях присоединения России к ВТО и достичь соответствующего соглашения на основе учета взаимных интересов, что будет способствовать укреплению российско-китайских торгово-экономических отношений.
Важное значение Россия и Китай придают развитию трехстороннего российско-китайско-индийского диалога, начало которому было положено неформальной встречей министров иностранных дел трех стран в ходе 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Иорке. Стороны считают, что практику таких встреч следует продолжить. Взаимодействие России, Китая и Индии может стать полезным форматом укрепления международной и региональной стабильности, противодействия угрозам и вызовам современной эпохи.
Какое место в российско-китайском диалоге отводится проблеме укрепления региональной безопасности и стабильности?
- Мы считаем, что проблема укрепления региональной безопасности и стабильности в условиях глобализации приобретает особую важность. Это в полной мере относится к общему для России и Китая Азиатско-тихоокеанскому региону.
Россия и Китай придают важное значение укреплению безопасности и сотрудничества в АТР целях обеспечения стабильного и благополучного развития всех расположенных здесь государств.
Наши страны неизменно исходят из того, что становление различных двусторонних и многосторонних механизмов не должно создавать разграничительные линии в АТР. Они выступают за дальнейшее повышение роли Регионального форума АСЕАН по вопросам безопасности /АРФ/ как важного инструмента многостороннего политического диалога в регионе. Стороны подтверждают готовность тесно взаимодействовать в рамках АРФ.
Каковы позиции России и Китая в отношении урегулирования ситуации вокруг Ирака?
- Подходы двух стран к иракскому кризису, который должен быть возвращен в русло политического урегулирования в рамках ООН, весьма близки или совпадают. Первоочередной задачей, по мнению сторон, является смягчение, а в последующем - урегулирование гуманитарной ситуации в Ираке. По мнению Москвы и Пекина, центральная роль в послевоенном обустройстве Ирака должна быть отведена ООН. Необходимо гарантировать суверенитет, политическую независимость и территориальную целостность Ирака, уважать волю и собственный выбор иракского народа. В процессе послевоенного урегулирования и восстановления в Ираке должны быть учтены законные интересы и озабоченности соседних государств и других заинтересованных сторон, включая Россию и Китай.
Какие задачи стоят перед Россией и Китаем в плане развития двустороннего сотрудничества?
- В целях дальнейшего расширения и укрепления материальной основы российско-китайских отношений стороны намерены на принципах взаимной выгоды активизировать сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной областях, в ядерной энергетике, в финансовой, космической, авиационной областях, в сфере информационных технологий и других областях, представляющих взаимный интерес, а также приграничное и межрегиональное торгово-экономическое сотрудничество.
Высоко оценивая позитивные тенденции в торгово-экономическом сотрудничестве в последние годы /в 2002 году достигнут рекордный товарооборот в 12 млрд долл, в первом квартале 2003 года продолжился динамичный рост торговли/, Россия и Китай отмечают необходимость наращивания взаимных усилий по расширению масштабов торговли, улучшению ее товарной структуры за счет повышения в ней доли продукции высоких технологий, машиностроения и электроники, а также других товаров с высокой добавленной стоимостью, по созданию благоприятных условий для взаимного доступа товаров, услуг и инвестиций на рынки двух государств, по интенсификации технико-экономического и инвестиционного сотрудничества, включая создание совместных предприятий, производственную кооперацию, передачу технологии, по укреплению связей в малом и среднем бизнесе.
С учетом большого значения для обоих государств их сотрудничества в энергетической сфере сторонами рассматриваются конкретные возможности для реализации совместных проектов в этой области, включая сооружение нефте- и газопроводов.
Россия и Китай имеют в виду предпринять энергичные усилия для расширения и укрепления массовой базы стратегического партнерства через стимулирование контактов между молодежью, деятелями образования и культуры, предпринимателями, существенную активизацию работы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития.
В целом, за предшествующие десятилетия отношения между Россией и Китаем, пройдя через глубокие исторические перемены, вышли на путь стабильного динамичного развития. Совместными усилиями выработана оптимальная модель взаимоотношений, позволяющая максимально учитывать национальные интересы двух стран, следуя формуле "навеки друзья, никогда враги", с уверенностью смотреть в будущее российско-китайских отношений.