> Тематика выставки очерчена в ее названии: "Культурное наследие тамбовской провинции. Люди. Картины. Судьбы". Это не просто подборка шедевров из фондов провинциального музея, пусть и одного из самых интересных в стране. Это еще и повесть о том, как прирастало богатство тамбовского края редкими произведениями искусства, по крупицам собранными за два с лишним столетия.
Картинную галерею Тамбова считают одним из самых ярких музеев "глубинки". В его коллекции, где хранится и русское, и западноевропейское искусство, - немало замечательных, а порой уникальных работ, привлекающих внимание специалистов. В Третьяковке представлено около 60 произведений из Тамбова - картины русских художников XVШ-XX столетий и редкие полотен XVI-XIX веков, созданные в Западной Европе.
Гордость русской части коллекции - семейные портреты Остерман-Толстых, которые написал прославленный Федор Рокотов. Эти и другие холсты из фамильной галереи Воронцовых в Тамбовской губернии в 1905 году вошли в состав знаменитой Историко-художественной выставки русских портретов, состоявшейся в Таврическом дворце Петербурга. Кстати, именно из воронцовского собрания в Русский музей и Третьяковку попал ряд первоклассных работ Левицкого и Рокотова - ныне они украшают постоянную экспозицию двух крупнейших музеев отечественного искусства.
Немало превосходных экспонатов Тамбовская галерея получила из принадлежавшей Строгановым усадьбы Знаменка и из имения Караул, которым владел род Чичериных. В коллекции Чичериных находилась, в частности, "Старуха с чулком" Василия Тропинина, где художник изобразил свою жену. А в Знаменке хранились не имеющие аналогов композиции Карла Брюллова, где он запечатлел сцены политических манифестаций в Риме, и пейзаж Сильвестра Щедрина "Лунная ночь в Неаполе" - ранний пример обращения известного пейзажиста к "ноктюрну".
К слову, русский художник повлиял на творчество итальянского пейзажиста XIX века Джачинто Джиганте - одного из основателей пейзажной "Школы Позилиппо", развивавшей принципы пленэрной живописи. Выставка знакомит с "Пейзажем в Кампании" кисти итальянского мастера, чьи работы давно интересуют российских искусствоведов, прежде всего, в связи с Щедриным.
Кроме того, в Москву привезли работы одного из первых русских художников петровской эпохи - Василия Василевского, которого сам Петр I в 1716 году послал учиться в Голландию. Собрания живописи из усадеб Караул и Знаменка легли в основу отменной коллекции европейского искусства, хранящейся ныне в Тамбове. Так, Чичериным принадлежали работы голландских портретистов XVII века и картина "Оплакивание Христа", на которой в процессе подготовки к выставке реставраторы раскрыли подпись итальянского мастера XVI века Якопо Пальмы Младшего.
Великолепную коллекцию итальянского искусства собрал в имении Знаменка просвещенный Павел Строганов. Несколько картин XVI- XVII столетий выставлены в Третьяковке. Экспонируется и признанный шедевр Тамбовской галереи - единственная в России работа нидерландского мастера XVI века Яна ван Скореля "Мадонна с младенцем".