По другую сторону моста, на расстоянии нескольких метров от здания бывшей разведки, возле небольшого двухэтажного дома с выбитыми окнами, которое раньше принадлежало другой иракской разведке, толпятся люди. Весь фасад здания и окружающий его забор обклеены белыми листами печатной бумаги, на которых от руки написаны имена и даты. Это списки бывших иракских заключенных. Против каждой фамилии указана дата казни, название кладбища и номер могилы. Списки, которые составляет разместившиеся в здании активисты "Общества свободных заключенных", постоянно пополняются.
"20 человек трудятся над этим, не разгибаясь", - сказал в беседе с корреспондентом РИА "Новости" один из активистов и организаторов общества Хейдар Ат-Таи. "В нашем распоряжении оказалась часть архивов, найденных в бывших карательных органах. Правда, всего около 10 проц. Большая часть документов была уничтожена. Но и с теми, что есть, работы хватит надолго", - отметил он.
Во время нашего разговора в комнату врывается возбужденный запыхавшийся иракец средних лет и сообщает, что он нашел новые архивы. К ним тут же отряжают еще двоих и машину.
"Нам предстоит еще немало открытий, - говорит Ат-Таи. - Одна из целей общества - составить полные списки пострадавших от прошлого режима за последние 35 лет, однако сделать это будет непросто. Их ни один млн человек".
За окном - нескончаемая толчея народу. Сотни людей, мужчины, женщины, молодые и старые, сменяя друг друга, водят пальцами по висящим на стене спискам. Вот палец одного из стоящих у стены дома молодых людей замер на бумаге и пошел вдоль строчки. Он еще и еще раз водит слева направо, читает увиденное, видимо стараясь убедиться в том, что не ошибся. Потом достает из кармана клочок бумаги, записывает что-то и отходит в сторону.
"В 2000 году, рассказывает этот 25-летний иракец, которого зовут Хамид Шакер, в одном иракском городе арестовали девять моих родственников, в том числе двух братьев - Аввада и Хасана. Они участвовали в демонстрации шиитов, протестовавших против организованного режимом Саддама Хусейна убийства одного из духовных лидеров шиитов имама Садра. Сейчас в списках я нашел имена пяти из них, в том числе и моих братьев. Они были расстреляны в том же году и похоронены на одном из кладбищ в Багдаде. У меня есть номер их могилы, говорит Хамид. Это общая могила, но мне сказали, что в ней должны быть документы, которые помогут установить личности захороненных в ней. Сказали также, что поможет и служитель кладбища".
Заслышав нашу беседу, к нам подходит пожилая женщина. "Моего сына, - говорит Саадия Газбан, так зовут женщину, - арестовали в 1991 году после восстания шиитов на юге Ирака. С тех пор я о нем ничего не знаю. В списках его тоже нет". Услышав, что мы ей к сожалению ничем помочь не сможет, она отходит в сторону и садится на газон с рядом уже сидящими там женщинами.
Тех, кто, как Саадия, не нашел имен своих близких, вывешенных в списках во дворе "Общества свободных узников" - большинство. Многие из них ищут арестованных 20 и более лет назад. И хотя с той поры о них не было никаких сведений, люди надеются прояснить их судьбу. И уж если не суждено увидеть их живыми, то хотя бы узнать, где они похоронены. В большинстве своем родственники некогда арестованных и сгинувших бесследно иракцев воспринимают случившееся как факт, с которым следует смириться. Но некоторые настроены иначе и хотят мстить людям, причинившим им горе.
"Мы против мести, - говорит Хейдар Ат-Таи, сам проведший в тюрьме 16 лет и чудом избежавшим расстрела. - Если каждый из пострадавших от рук палачей прежнего иракского режима или их родственники начнут мстить, то в Ираке начнется бойня. Кроме того, многие работники тюрем, силовых структур не являются преступниками, а сами вынуждены были выполнять приказы преступного режима".
"Мы, - продолжает Ат-Таи, - предостерегаем людей, не посвященных в тайны работы саддамовских спецслужб, от возможных ошибок. Так, например, сотрудники спецслужб направо и налево строчили ложные доносы от имени ничего не подозревавших об этом граждан. В том числе и от имени друзей и даже родственников. На основе этих доносов арестовывали и казнили невинных людей". "Эти документы хранятся сейчас в архивах. Если начать мстить всем без разбора, то опять пострадают невинные люди", - отметил он.
"Если мы хотим строить в Ираке демократическое государство, - убежденно говорит Хейдар Ат-Таи, - вершить правосудие в нем должен демократический суд, а не каждый обиженный".
Что касается созданного несколько дней назад "Общества свободных заключенных", то оно видит себя как часть будущего демократического Ирака. "Пройдя через ад застенков, - говорит Хейдар Ат-Таи, - мы постараемся сделать все, чтобы защитить права бывших узников саддамовского режима, не допустить повторения беззакония и репрессий в Ираке.