Рейтинг@Mail.ru
В преддверии юбилея Северной столицы Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина принимает в своих стенах Русский музей - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В преддверии юбилея Северной столицы Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина принимает в своих стенах Русский музей

Русский музей в Москве

Читать ria.ru в
Дзен
В увлекательное путешествие "на брега Невы" превратится выставка "Я Петербург люблю": Русский музей в Москве". В понедельник ее открывает в своих стенах Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Посвященный 300-летию Санкт-Петербурга, совместный проект двух ведущих музеев России поистине не имеет прецедента. В Первопрестольную впервые привезли не отдельные шедевры русской живописи из собрания Государственного Русского музея /ГРМ/, а целый ряд ключевых экспонатов крупнейшей сокровищницы отечественного искусства.
МОСКВА, 21 апреля. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. В увлекательное путешествие "на брега Невы" превратится выставка "Я Петербург люблю": Русский музей в Москве". В понедельник ее открывает в своих стенах Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

> Посвященный 300-летию Санкт-Петербурга, совместный проект двух ведущих музеев России поистине не имеет прецедента. В Первопрестольную впервые привезли не отдельные шедевры русской живописи из собрания Государственного Русского музея /ГРМ/, а целый ряд ключевых экспонатов крупнейшей сокровищницы отечественного искусства.

Вплоть до конца лета выставка позволит поклонникам русской классики и авангарда приобщиться и к жемчужинам собрания ГРМ, и к истории города. Именно история того, как, по словам Пушкина, расцветал "юный град, полнощных стран краса и диво", - сквозная тема экспозиции. Зритель не только пройдет по великолепным проспектам, площадям, набережным и мостам, но и отметит для себя важнейшие вехи в развитии Северной Пальмиры. Три века жизни столицы, впервые в России возводившейся по регулярному плану и европейскому образцу, воплотились в сотнях пейзажей - холстов, гравюр и прочих произведениях искусства. В Москву привезены даже вазы, созданные на Императорском фарфоровом заводе и украшенные "портретами" Петербурга.

Но главные, ударные экспонаты - это легендарные картины, в большинстве своем никогда прежде не выставлявшиеся в Москве. Таковы знаменитый "Парад на Царицыном лугу в Петербурге" Григория Чернецова, где один из фрагментов хранит портреты русских литераторов, включая Пушкина и Крылова, или шедевр академизма - грандиозное полотно Федора Бруни "Медный змий". Не желая соперничать с Третьяковкой, где превосходно показана эпоха передвижников, организаторы сосредоточились на рубеже 18 и 19 веков /здесь Дмитрий Левицкий с портретами "смолянок", Владимир Боровиковский, Орест Кипренский, Карл Брюллов, Алексей Венецианов и Василий Тропинин/, а от середины 19 столетия сразу следует переход к Серебряному веку. Отражены символизм и модерн /"Утро" и "Шестикрылый Серафим" Михаила Врубеля, серовский портрет Иды Рубинштейн, портрет Федора Шаляпина в роли Бориса Годунова кисти Александра Головина/.

К смене вех в искусстве ХХ века подводят зрителя портрет Всеволода Мейерхольда работы Бориса Григорьева, холсты "отца русского абстракционизма" Василия Кандинского, "планетарность" Кузьмы Петрова-Водкина. Работами Казимира Малевича, Владимира Лебедева, художника-философа Павла Филонова и других известных мастеров представлено крупнейшее в мире собрание русского авангарда - гордость Русского музея.

Напомнит выставка и о своеобразии коллекции, и об истории самого Русского музея. Порой он отходит в тень своих старших собратьев Эрмитажа и Третьяковки, наиболее известных в стране и за рубежом. Конечно, немногие музеи мира сравнятся с Эрмитажем по богатству и обилию экспонатов, а Третьяковка - ныне ведущий столичный музей, почти достигший 150-летия. Кстати, она-то и дала импульс к созданию Русского музея. Говорят, при посещении галереи Павла Третьякова Александр Ш, тоже страстный коллекционер, с досадой воскликнул: "Купец опередил государя". Впрочем, открытый в 1898 году "Русский музей императора Александра III" - первый в стране государственный музей национального изобразительного искусства - сразу стали приравнивать по значению к таким столпам культуры, как Лувр или Британский музей.

Даже тот факт, что после 1918 года Петроград перестал быть столицей, в какой-то мере благотворно сказался на судьбе Русского музея. Удаленность от центральной власти позволяла его сотрудникам хранить новаторское и нонконформистское искусство, от Малевича, Татлина и Филонова, которое в Москве быстро и надолго попало под запрет. Вместо идеологизированных работ "официальных" художников, в годы застоя, во множестве пополнявших коллекцию Третьяковки, в Русском активно собирали лучшее из того, что создавалось в советском искусстве. Соревнование между сотрудниками двух музеев отечественного искусства продолжается по сей день - как в сфере комплектования, так и в организации выставок.

Включенный в 1992 году в число особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, сегодня Русский музей - это и уникальное хранилище художественных ценностей, и крупный научно-методический и реставрационный центр, и авторитетный научно-исследовательский институт. По праву считаясь одним из крупнейших центров культурно-просветительской работы, он курирует работу 260 художественных музеев России. Собрание ГРМ насчитывает ныне без малого 400 тыс экспонатов, охватив все исторические периоды развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы за тысячу лет - с Х по ХХ вв. В своем древнерусском разделе музей хранит целые комплексы памятников из прославленных монастырей Северо-Запада России. С максимальной полнотой, как нигде более в стране, в ГРМ представлено творчество художников академической школы XVIII-первой половины XIX вв. и рубежа XIX-XX веков.

Организаторы выставки стремились показать те наиболее важные экспонаты из собрания ГРМ, что неотделимы от главных этапов пути, пройденного за три столетия изобразительным искусством России. В облике музея ощутима и неразрывная связь с архитектурой Петербурга, многократно запечатленной в его сокровищах, а главное, отраженной в тех зданиях, которые он занимает. Начинавшийся с Михайловского дворца - памятника классицизма, ныне ГРМ размещается в четырех зданиях разных эпох, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга. Музею переданы Строгановский и Мраморный дворцы, а также Михайловский, или Инженерный замок - их образы тоже предстанут перед московскими зрителями.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала