21 марта этот законопроект был принят во втором чтении. Тогда за внесение соответствующих поправок в закон "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты, регулирующие эти вопросы, при необходимых 226 голосах проголосовало 227 депутатов.
При процедуре второго чтения депутатам явно не хватало голосов, законопроект трижды переголосовывался и в итоге был принят только с четвертой попытки.
Законопроект устанавливает четкие ограничения в вопросах регулирования оплаты жилья и коммунальных услуг между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями, конкретизируя оплату услуг ЖКХ, ее структуру и размер.
Законопроект также определяет переход от безадресных бюджетных дотаций к адресным субсидиям, получаемым гражданами, учитывая при этом соотношения доходов граждан и величину прожиточного минимума. При этом в законопроекте сохраняются все льготы по оплате коммунальных услуг. Право на субсидии получат граждане, чьи расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышают максимально допустимый предел.
В соответствии с законопроектом, правительство РФ устанавливает основы ценообразования в сфере ЖКХ, а также ежегодные федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, при этом субъекты РФ имеют право устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, которые, однако, не могут быть ниже установленных в целом по России.
Согласно законопроекту, наниматели по договору социального найма осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в размерах, не превышающих максимально допустимую долю таких расходов в совокупном доходе семьи.
Кроме этого в законопроект введена норма, предусматривающая выселение в судебном порядке злостных неплательщиков /свыше 6 месяцев/ квартплаты по договору социального найма с предоставлением им жилья по нормам общежития.