Он принимал участие в заседании двусторонней рабочей группы "Федеральное собрание РФ - Парламентская ассамблея НАТО", проходившем 26-28 марта в бельгийской столице.
На предложение парламентских коллег из натовских стран оставить в регионе своих военнослужащих российская сторона возразила, что там нет задач для такого огромного воинского контингента. Если посмотреть на мандат международных сил, станет ясно, что он завершается, поскольку в регионе больше нет военных задач, сказал он. Там нужен другой мандат, нужны гуманитарные миссии, отметил Николаев. "Почему на 22-тысячный контингент мы возлагаем задачу заниматься не свойственными военным функциями?" - ставит вопрос глава думского комитета.
В миротворческих усилиях, считает Николаев, нужны "специально подготовленные военизированные подразделения, но не военные". Не надо приспосабливать солдат под задачи, которые не свойственны чисто военным контингентам. Они должны выполнить военную миссию, а затем быть готовыми передать страну другим специалистам, которые не представляют вооруженные силы.
Российская сторона, по словам парламентария, нашла по Косово "полное понимание в оценке ситуации". Речь шла "о криминализации Косово, о его моноэтническом составе - сербского населения там уже практически нет, о крайне сложной ситуации в политическом будущем Косово, поскольку сам субъект - Югославия, под который принималась резолюция 1244 по косовскому урегулированию, больше не существует". Сербия и Черногория не заявили о правопреемственности по отношению к обязательствам Югославии. Ситуация меняется коренным образом.
Николаев также сказал, что "в контексте чисто военных проблем" на заседании двусторонней группы было отмечено, что "военные за почти 10 месяцев в наибольшей степени продвинулись в реализации римских договоренностей, остальные элементы отстают".