Об этом в пятницу в Брюсселе сообщили сопредседатели российской делегации на очередном заседании этой рабочей группы - руководитель Комитета Госдумы по обороне Андрей Николаев и председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Двусторонняя рабочая группа заседала в бельгийской столице 26-28 марта.
В повестке дня этого первого с момента создания Совета Россия-НАТО заседания был обмен мнениями по развитию российско-натовских отношений на современном этапе, включая их военную составляющую, более широкие вопросы европейской безопасности. Российская делегация побывала в ставке Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, встречалась с руководством альянса.
Озеров напомнил, что двусторонняя группа занимается мониторингом выполнения Основополагающего акта Россия-НАТО. Идея создания такой группы возникла еще в 1998 году во время весенней сессии ПА НАТО в Барселоне. Это было предложение российской стороны, так как в рамках Основополагающего акта парламентская составляющая отсутствовала. Формат встреч был установлен два раза в год: весной - в Брюсселе, осенью - в Москве.
На этой неделе состоялась седьмая рабочая встреча этой группы /регулярность ее работы была ненадолго нарушена войной НАТО против Югославии/. После возникновения российско-натовской "двадцатки", по словам Озерова, рамки деятельности группы расширились. Она также стала заниматься мониторингом работы Совета Россия-НАТО.
Озеров подчеркнул, что в прошлом году было принято решение, чтобы в структуре Парламентской ассамблеи НАТО был образован новый постоянный комитет по принципу политической "двадцатки".
По словам Николаева, "ситуация, в которой проходила эта встреча, отличается от стандартной ситуации" из-за событий в Ираке. По его словам, ни Россия, ни НАТО ни в рамках "двадцатки", ни на другом официальном натовском уровне не ставили этот вопрос. Российская сторона, отметил Николаев, поставила его так: есть консультационный механизм на основании римских договоренностей о кризисном урегулировании и контроле за оружием массового поражения - почему не был задействован этот механизм на парламентском уровне в рамках "двадцатки" в связи с событиями вокруг Ирака.
В итоге обсуждения родился документ с предложением провести такие консультации на весенней сессии ПА НАТО в Праге. "Это была позиция, которую делегация привезла из Москвы и которая основывалась на двух постановлениях - Государственной Думы и Совета Федерации", - отметил Николаев.
Обсуждение вопроса, полагает он, должно касаться его истории, сегодняшних оценок, а также выхода из ситуации. Российская сторона на парламентском уровне могла бы предлагать выход - остановить агрессию.
Генерал Николаев подчеркнул, что под российской инициативой подписались все участвовавшие в работе двусторонней группы представители Парламентской ассамблеи НАТО. Отметив, что американцы в заседании не участвовали, глава думского комитета указал, что "этот документ - очень серьезный шаг, поскольку впервые оказались парламентарии с одной стороны, а чиновники в ранге послов, которые не были готовы к такой постановке вопроса, - с другой".
По словам Николаева, инициатива поддержана и руководством ПА НАТО, поэтому он считает шансы обсуждения данного вопроса в Праге в мае очень высокими.