По его словам, 20 российских полярников, которые 26 февраля отправились со станции "Восток" к береговой станции "Мирный" не могут продолжить движение из-за поломки одного из двух используемых ими гусеничных транспортеров. Как отметил Кучин, поломка несложная, однако для ее устранения требуются запасные части, которых у полярников с собой нет.
Жизни и здоровью полярников ничто не угрожает: изначально планировалось, что переход будет многодневный и необходимый запас продовольствия и топлива у них есть, подчеркнул Кучин.
В настоящее время полярники с "Востока" находятся в 190 километрах от законсервированной российской станции "Комсомольская". К вечеру среды на эту станцию с "Мирного" должен прибыть автопоезд из 5 транспортеров. 2 машины из состава этого автопоезда сразу отправятся в сторону "Востока" и ожидается, что через 3-4 дня они доберутся до остановившихся во льдах полярников.
После ликвидации неисправности, все 4 машины прибудут на "Комсомольскую". Ожидается, что это произойдет в следующую среду, 12 марта. После этого на станции "Комсомольская" будут проведены необходимые работы, а затем все полярники отправятся на станцию "Мирный", где им и предстоит провести полярную зиму.
Как подчеркнул Кучин, планируется, что в самом начале антарктической весны станция "Восток" будет расконсервирована, и работы на ней будут возобновлены.
Станция "Восток" была законсервирована в конце февраля 2003 года из-за нехватки топлива. В прошлом году на российском научно-экспедиционном судне "Академик Федоров", которое обычно производит доставку грузов для российских антарктических станций, произошла поломка, из-за которой оно не смогло выйти в рейс, а немецкое судно "Магдалена Ольдендорф" смогло доставить в Антарктиду только ограниченное количество топлива.
Летом 2002 года ремонт "Академика Федорова" завершился, и в начале ноября судно отправилось к берегам Антарктиды. В январе 2003 года "Федоров" пришел на станцию "Мирный", и 28 января с нее на "Восток" отправился автопоезд с горючим, состоящий из нескольких тяжелых тягачей.
По расчетам, автопоезд должен был доставить топливо на "Восток" до того, как собственные запасы станции иссякнут. Из-за погодных условий /слой рыхлого, труднопроходимого снега оказался намного толще предполагаемого/ скорость автопоезда была слишком низкой - не более 30 км за сутки. При такой скорости вовремя преодолеть 1 тыс 400 километров, которые отделяют "Восток" от "Мирного" поезд не успевал, и создавалась реальная угроза жизни полярников, которые могли остаться на "Востоке" без топлива.
В связи с этим, было принято решение о приостановке работ на "Востоке" и закрытии станции, предположительно, до начала 2004 года.
Как подчеркнул Кучин, это не первый случай консервации станции "Восток". С 1957 года, когда станция была открыта, ее работа приостанавливалась не менее двух раз.