В экспозицию вошли около 100 работ из собрания семьи художника и примерно 40 листов из собрания Кабинета графики ГМИИ им.А.С.Пушкина, рассказала РИА "Новости" куратор выставки Анна Чудецкая. Прежде всего, показаны прославившие Фонвизина акварели, а также несколько рисунков.
В далеком уже 1936 году, когда состоялась первая выставка Фонвизина в здании, которое сейчас занимает ГМИИ им.А.С.Пушкина, он услышал не только восторженные отзывы, но и упреки в формализме, вслед за чем издательства отказались давать художнику заказы на оформление книг. До этого, на протяжении 30-х годов, он активно работал в книжной графике, создав циклы иллюстраций к изданиям классики "1001 ночь", "Немецкая романтическая повесть", "Руслан и Людмила", к сказкам Андерсена, Гофмана, Жуковского.
Это была не единственная мрачная страница в биографии Артура Владимировича Фонвизина (1882-1973) - живописца и графика, портретиста и иллюстратора. И все же выдающийся мастер акварели, обладатель редкого дара, до старости сохранял по-детски открытое, ясное и радостное восприятие мира. В его работах жизнь предстает как нечто удивительно прекрасное - этой черты в натуре художника не смогли заслонить ни перипетии истории, сказавшиеся на личной судьбе Фонвизина, ни влияние многочисленных художественных группировок, с которыми он был связан. Хотя герой выставки - классик отечественного искусства ХХ века, а его работы не могли бы возникнуть без открытий импрессионистов и мастеров авангарда, произведения Фонвизина кажутся парящими над временем, безвозвратно выпавшими из жесткого контекста эпохи.
Фонвизин (или Фон Визен, как и его самый известный однофамилец - драматург 18-го века) - российский немец, уроженец Риги. Окончив 5 классов гимназии, юноша приехал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там он подружился с Михаилом Ларионовым и вошел в круг молодежи, желающей ниспровергнуть старое искусство. Ощущая потребность приобщиться к современному искусству Европы, в 1904 году Фонвизин уехал в Мюнхен, где была в те годы целая колония русских художников, в их числе - Владимир Фаворский и Константин Истомин. Пока начинающий мастер жил в Германии, его работы экспонировались в России на выставках, организованных Ларионовым. Вернувшись в 1906 году домой, Фонвизин принял участие во множестве выставок: первой из них стала "Голубая роза", за ней последовали экспозиции художественных объединений "Золотое руно", "Бубновый валет", выставки "Мишень" и "Ослиный хвост".
Вскоре после начала 1-й мировой войны художник уехал в Тамбовскую губернию, там в его творчестве начался новый период, когда Фонвизин писал только с натуры. Он удалился от столичной жизни, но не от искусства и активной деятельности: с 1918 года заведовал студией ИЗО Пролеткульта в Тамбове, преподавал в Нижнем Новгороде, вступил в Союз художников и поэтов "Искусство и жизнь". Фонвизин обратился к технике акварели, утверждая свой неповторимый почерк. Его листы, построенные на сочетании декоративных красочных пятен, - по сути, станковые картины на бумаге. Такими их делают и образ мышления автора, с присущей ему образностью и поэтичностью, и манера исполнения. Художник тонко чувствует характер портретируемого или природы, четко и лаконично выбирает выразительные средства, умело использует цвет для передачи настроения.
В первых же акварелях видны излюбленные темы мастера: театр, цирк, где царят воздушные наездницы, природа - то как уголок ландшафта, то как изящный букет. Рядом с ними - цикл "Песни и романсы", где поэтически интерпретированы музыкальные произведения, где возникает призрачная и в то же время осязаемая обстановка Безбрежная фантазия, творческое воображение позволяли художнику выражать неуловимые оттенки настроения: даже повторяя один и тот же сюжет, Фонвизин умел передать на листе бумаги неповторимый букет чувств и ощущений.
Лишь в 1927 году Фонвизин возвратился в Москву, откуда совершал поездки в Ленинград - рисовать виды города, в Керчь и Асканию-Нова. В годы войны художник вместе со многими деятелями искусства оказался в Казахстане, где, в частности, создал пейзажный цикл "Караганда". В 50-70-е годы он писал, в основном, портреты и пейзажи. В годы "оттепели" Фонвизин ежегодно принимал участие в выставках, устраивая и персональные показы, но собственную мастерскую и официальное признание получил лишь в самом конце жизни. В 1970 году мастеру присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, спустя три года он умер в Москве.
Портреты кисти Фонвизина, его пейзажи и натюрморты хранятся в крупнейших отечественных музеях. В 30-40-е годы он создал целую портретную галерею известных деятелей искусства, в первую очередь - актрис и балерин. В 1944 году по заказу Николая Охлопкова, бывшего тогда главным режиссером Театра драмы, художник исполнил с актеров этого театра серию портретов, для которых характерны заостренные психологические характеристики. В 1956 году началась работа над новой серией портретов актрис.
На рубеже 50-х и 60-х годов повысился интерес мастера к пейзажу - в полной мере раскрыли его талант акварели, написанные в подмосковной деревне Пирогово. Торжественные картины движения облаков, придающие лирическому пейзажу не свойственное ему величие, доносят до зрителя размышления художника о вечности жизни и мимолетности человеческого бытия.