Однако и единственного "формального", документально оформленного решения саммита вполне достаточно, чтобы считать его результативным. По предложению российского президента Владимира Путина его украинский коллега Леонид Кучма единогласно избран председателем Совета глав государств СНГ. Решение поддержали и представители отсутствовавших на встрече президентов Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии и Белоруссии. Белорусский президент Александр Лукашенко, опоздавший к началу саммита из-за похорон в Минске известного композитора и музыканта Владимира Мулявина, уже в аэропорту заявил журналистам, что не возражает против кандидатуры Леонида Кучмы.
Так что - свершилось. Позади двенадцать лет бессменного председательства России в СНГ. Ротация руководства, предусмотренная уставом Содружества, бесконечно откладывалась все эти годы. Поначалу это аргументировали нежеланием "ослаблять СНГ", поскольку Россия в то время представлялась его единственной несущей опорой. Потом Москву стали сравнивать со "старшим братом", который незаслуженно обижает младших и ради справедливости мог бы передать бразды правления одному из них.
Разговоры на эту тему не повлияли на тогдашнее российское руководство, которое уже свыклось со своим положением и не желало его менять. После этого довольно робкая дискуссия о ротациях в СНГ угасла. Как казалось, "младшие братья" полностью утратили к ней интерес.
Содружество же тем временем пребывало в летаргии. Более тысячи документов, подписанных на его саммитах и многосторонних встречах, пылились в шкафах, не оказывая заметного влияния на политические и экономические процессы на постсоветском пространстве. В этих документах говорилось о взаимодействии всех со всеми, в реальности же каждое государство СНГ все больше превращалось в самостоятельного "игрока", для которого остальные участники Содружества значили не больше временных и не всегда приятных попутчиков по дороге в глобальную мировую экономику.
Между тем, СНГ изначально задумывалось (если судить по учредительным документам) как многосторонняя организация, усиливающая экономический и политический потенциал каждого участника. Поскольку советский опыт в чистом виде для этого уже не годился, в качестве образца был взят пример Европейского Союза. Увы, похвальное желание "жить как в Европе" так и осталось мечтой. "Общий рынок" СНГ не был создан ни в то время, когда экономические связи между предприятиями разных республик бывшего СССР еще теплились, ни позже, когда их экономика подверглась существенной реструктуризации в ходе рыночных реформ.
Когда выяснилось, что в одиночку до мирового рынка дойдут не все, да и не всех там страстно ждут, в СНГ возобладала концепция "разноскоростной интеграции". Это уже не было простодушной ставкой только на собственные силы и исключительно двусторонние связи, однако в систему всеобщего многостороннего сотрудничества тоже не вылилось. Именно тогда, во второй половине 90-х годов, республики СНГ легитимировали такие региональные объединения, как Союз России и Белоруссии, Таможенный Союз (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова).
Первые две организации дали экономический эффект, позволили нарастить взаимный товарооборот, рациональнее использовать национальные экономические ресурсы. Третья угасает, так и не вспыхнув, что стало особенно заметно после того как Узбекистан поставил вопрос о целесообразности своего пребывания в ней, а США, активно лоббировавшие этот проект во время президентства Билла Клинтона, настолько увлеклись борьбой с "осью зла", что восстановление "Великого шелкового пути", в роли которого должен был бы выступить ГУУАМ в 21 веке, их, как кажется, волнует сегодня не больше, чем сказки о приключениях Синдбада-морехода.
Председательство Украины в СНГ - явный показатель того, что региональные организации, на которые надеялись в 90-х годах, - как минимум, не единственный и не самый эффективный способ повысить мощь национальной экономики. И это касается не только Украины, которая сейчас объективно отдаляется от проекта ГУУАМ (но не от его участников, которые все-таки члены СНГ), но и представителей других региональных организаций в Содружестве. Не случайно до самого последнего времени из Москвы настойчиво раздавались (и, вероятно, еще будут раздаваться) призывы к Украине присоединиться к ЕврАзЭС - прямому наследнику Таможенного Союза. Ему ведь, несмотря на его немалую региональную потенцию и участие России, без Украины окрепнуть будет весьма сложно.
Тем не менее, Украина предпочла СНГ. Очевидно, это тот наиболее разумный компромисс, который устроит сегодня всех. Ведь сегодняшняя экономическая повестка дня в СНГ качественно не отличается от тех планов, которые обсуждали главы государств Содружества, в том числе президент Украины, в далеком уже апреле 1994 года, подписывая многостороннее соглашение о создании зоны свободной торговли на территории СНГ. А браться за новые задачи, не решив старых, как известно, практически бесполезно.
На своем очередном витке история стремится вернуться в исходную точку. Правда, сначала новый председатель СНГ намерен взять продолжительную паузу. Следующий, уже "официальный" саммит Содружества, решено провести в Ялте лишь в сентябре. Конечно, на первый взгляд, целых восемь месяцев на то, чтобы "принять дела" у России и подготовиться к подписанию новое многостороннего соглашения о зоне свободной торговли в СНГ - это многовато. Но если вспомнить о девяти годах, которые прошли с момента подписания первого такого соглашения, это время может показаться мигом.