Рейтинг@Mail.ru
"Феномен Виктора Берковского" - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Феномен Виктора Берковского"

Читать ria.ru в
Дзен
На первый взгляд, металлургия и песня как-то не сочетаются друг с другом. Если нетрудно представить себе водителя, распевающего за "баранкой" и скрашивающего таким образом одиночество долгого пути, то "ареал" деятельности сталевара не способствует вокалу: изнуряющая жара, раскаленный металл, огромные физические нагрузки, постоянное напряжение всех сил, словом - тут уж не до песен... Однако на протяжении многих десятилетий подобный тезис опровергает "феномен Виктора Берковского". В далекие 50-е годы молодой инженер, освоивший по собственной воле все ступени профессии металлурга-прокатчика, начал сочинять песни. Причем ни до этого, ни после Берковский "не учился музыке". Зато, наверно, мало кто из профессиональных композиторов услышал о своих произведениях столько восторженных слов, сколько их прозвучало в четверг в ГЦКЗ "Россия" на концерте, посвященном 70-летию Берковского. Обращение к авторской песне было довольно распространенным явлением среди его поколения. Такие люди, как он...
МОСКВА, 24 января. /Корр. РИА "Новости"/. На первый взгляд, металлургия и песня как-то не сочетаются друг с другом. Если нетрудно представить себе водителя, распевающего за "баранкой" и скрашивающего таким образом одиночество долгого пути, то "ареал" деятельности сталевара не способствует вокалу: изнуряющая жара, раскаленный металл, огромные физические нагрузки, постоянное напряжение всех сил, словом - тут уж не до песен...

Однако на протяжении многих десятилетий подобный тезис опровергает "феномен Виктора Берковского". В далекие 50-е годы молодой инженер, освоивший по собственной воле все ступени профессии металлурга-прокатчика, начал сочинять песни. Причем ни до этого, ни после Берковский "не учился музыке". Зато, наверно, мало кто из профессиональных композиторов услышал о своих произведениях столько восторженных слов, сколько их прозвучало в четверг в ГЦКЗ "Россия" на концерте, посвященном 70-летию Берковского.

Обращение к авторской песне было довольно распространенным явлением среди его поколения. Такие люди, как он сам, как биолог Дмитрий Сухарев, геолог Александр Городницкий, химик Александр Дулов, физик Сергей Никитин убедительно продемонстрировали, что непреодолимой пропасти между "физиками" и "лириками" нет. А ведь именно знаменитое стихотворение Бориса Слуцкого "что-то физики в почете, что-то лирики в загоне" породило широкую дискуссию на тему - что нужно современному человеку?

С тех пор наука (Берковский - профессор московского вуза, автор более 120 научных трудов, под его руководством защищено много диссертаций) и авторская песня шествуют "рука об руку" в его жизни. Им написано около 200 песен, многие из которых стали не просто широко известными, а подлинными "песнями нашего века". Среди них - знаменитая "Гренада" на стихи Михаила Светлова, "Песня шагом, шагом" (стихи Новеллы Матвеевой), "Ну что с того, что я там был" (стихи Юрия Левитанского), "Сороковые роковые" (стихи Давида Самойлова), "Лошади в океане" (стихи Бориса Слуцкого), "Вспомните, ребята!", "Песенка про собачку Тябу", "Альма-матер" (стихи Дмитрия Сухарева), "Контрабандисты" (стихи Эдуарда Багрицкого) и многие-многие другие.

Однако "феномен Берковского" отнюдь не в том, что серьезный ученый пишет песни - в наши дни творчество бардов, многократно "похороненное" недоброжелателями, переживает подлинное возрождение. Правда, тут не обходится без перегибов. Прельстившись внешней простотой - пара гитарных аккордов, несложные рифмы типа "любовь-вновь", "любить-забыть", "дорога-немного", многие пускаются в сочинительство. И сочиняют. И хотя подавляющее большинство таких "опусов" не выходит за пределы собственной квартиры, свою позитивную функцию они выполняют, давая, пусть на доморощенном уровне, выход творческой энергии автора.

"Феномен Берковского" состоит, прежде всего, в том, что, в отличие от многих коллег по жанру, он - замечательный мелодист. Для его стиля характерны богатая, яркая полифония, насыщенная ритмика, сочные гармонии. Его музыку отличает органично присущая ей "оркестровость" звучания. Не секрет, что многие барды уделяют внимание, в первую очередь, смысловой нагрузке песен, оставляя музыкальную "канву" как бы на периферии. Это относится не только к многочисленным авторам "локального масштаба", но и ко многим признанным мастерам наших дней и недавнего прошлого.

Среди бардов есть четыре "специальности": "чистые" композиторы, композиторы-авторы текстов, "чистые" авторы текстов и исполнители. При сложности подлинного творчества в каждой из них наиболее трудная задача стоит, видимо, перед "чистыми" композиторами, к которым относится и юбиляр. В конце концов, свой собственный текст можно адаптировать к музыке, кое-что изменить, а то и выбросить. А вот сделать это со стихами Шекспира или Киплинга, Маршака или Самойлова рука не поднимется. Для написания музыки песни, которую будут петь и в концертных залах, и у костров геологов, и в крохотных городских квартирах требуется безупречный вкус, трепетное отношение к замыслу поэта.

Юрий Левитанский отмечал в предисловии к одному из дисков этого композитора, что "он замечательно владеет редко кому доступным искусством правильного прочтения поэзии, прочтения точного, с тонким пониманием всех ее смысловых и звуковых нюансов, и потому его музыка почти всегда адекватна стиху, поэтическая строка обретает единственно возможное звучание".

Яркий пример такого точного "попадания" в стихотворение, после чего оно уже не мыслится звучащим по-иному - "Гренада". Музыку на это стихотворение неоднократно пытались написать и до, и после Берковского, в том числе некоторые весьма известные композиторы, но народ знает и поет ее только в "берковском" варианте, с той единственной мелодией, которая словно родилась вместе с этими стихами. Причем, как это бывает с песнями, ставшими "народными", часто исполнители даже не помнят имени композитора.

"Творчество Виктора Семеновича отличает яркий мелодический дар, его песни обладают энергетикой человеческой души, - подчеркивал в интервью РИА "Новости" Сергей Никитин. - Они в равной мере близки как интеллигенции, так и слушателям из любого другого слоя общества".

В свою очередь, известный бард, участник проекта "Песни нашего века" Константин Тарасов назвал песни юбиляра "произведениями высокого класса, созданными в лучших традициях русской песни". "Авторская песня представляет собой определенный пласт подлинной культуры, в котором Берковский занимает видное место", - подчеркнул он.

И еще - подлинный талант всегда щедр, вводя в мир творчества новых и новых людей. Берковский в свое время привлек к исполнению своих песен Галину Бочкину и Дмитрия Дихтера, в итоге на свет появился новый творческий авторско-исполнительский коллектив, завоевавший любовь и признание многих поклонников авторской песни. Последние 20 лет композитор выступает в дуэте с Дмитрием Богдановым. Во время работы в Индии Берковский создал "хор русских профессоров", имевший немалый успех у местной публики. Идея "бардовского хора" легла в основу проекта "Песни нашего века", Берковский (совместно с Никитиным) стал его художественным руководителем. Проект имел немалый успех: записано три одноименных компакт-диска, в России и за рубежом новый ансамбль дал более 100 концертов.

При всем этом Берковский никогда не был лауреатом чего бы то ни было: даже участие в фестивалях и конкурсах авторской песни он принял сразу в качестве члена жюри. Не является он и членом Союза композиторов. Впрочем, ему эти "регалии" не требуются: Берковский пишет песни, которые люди любят, поют, будут любить и петь всегда.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала