Как сообщил в интервью РИА "Новости" официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко, в центре внимания переговоров Игоря Иванова с руководящей "тройкой" ЕС будут "вопросы подготовки и субстантивного наполнения саммита Россия-ЕС в Санкт-Петербурге 31 мая этого года, расширение ЕС и российские озабоченности его последствиями, выполнение достигнутых на брюссельском саммите Россия-ЕС договоренностей о транзите между Калининградской областью /КО/ и остальной территорией России, а также решение других проблем жизнеобеспечения КО".
В настоящее время осуществляется работа по реализации совместного заявления саммита Россия-ЕС /Брюссель, 11 ноября 2002 года/ о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации.
Вместе с тем, отмечают в Москве, имеется целый ряд нерешенных вопросов по транзиту. В частности, с 1 февраля планируется сократить список документов, действительных для транзита через Литву, а также обязать транзитных российских пассажиров заполнять формуляр на транзитный проезд с минимальным объемом персональных данных о них. Также с 1 февраля литовская сторона собирается начать проставление соответствующих штампов во все виды российских проездных документов, включая внутренние паспорта гражданина России.
Как отмечают в Москве, "совершенно очевидно, что ряд предлагаемых нововведений выходит за рамки имеющихся договоренностей, а по отдельным позициям вступает в противоречие с законодательством Российской Федерации".
Кроме того, в рамках предстоящей встречи будет также поднят вопрос положения русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. В Москве считают, что ситуация "в этом плане улучшается, но крайне медленно". На данный момент в странах Балтии, в частности в Латвии, находится 520 тыс лиц без гражданства, не говорящих на латвийском языке. В Эстонии такая цифра составляет 170 тыс. В конце 2002 года министр иностранных дел России обратился в ЕС с письмом по данной проблеме. По мнению Москвы "необходимо стремиться к тому, чтобы проблема с русскоязычным населением в странах Балтии была решена до вхождения этих стран в ЕС и не отягощала отношения с данной организацией".
Среди наиболее актуальных задач взаимодействия России-ЕС рассматривается также необходимость выхода на конкретные результаты, включая разработки совместных инициатив, ориентированных на формирование общего европейского пространства безопасности. В этом контексте российская сторона выступает за параллельное развитие сотрудничества с ЕС и НАТО. В Москве ожидают продвижения взаимодействия России и Евросоюза в рамках европейской политики в области безопасности и обороны, в соответствии с решениями московского саммита Россия - ЕС, наполнения его конкретным содержанием.
Все большую актуальность приобретает адекватное практическое наполнение сотрудничества с ЕС в области борьбы с терроризмом. Здесь подразумевается необходимость усиления совместных международных действий на данном направлении и привлечения к судебной ответственности преступников, организаторов и спонсоров террористических акций.
По основным международным проблемам наши позиции с Евросоюзом близки или совпадают. Так, у России и ЕС существует обоюдная заинтересованность в поисках совместных ответов на новые угрозы и вызовы, в урегулировании кризисных ситуаций, в частности, на Ближнем Востоке, в Афганистане и на Балканах. Намерены углублять наш диалог с ЕС в международных организациях, прежде всего в ООН и ОБСЕ.
В Москве рассчитывают, что сотрудничество Россия-ЕС в период греческого председательства в Евросоюзе придаст существенный импульс активизации нашего политического диалога и развитию торгово-экономических отношений.