Исходя из этого и составлен список думских приоритетов на весеннюю сессию - входящие в него сто с лишним законодательных предложений будут рассмотрены в первоочередном порядке.
Приближение очередных выборов в Госдуму ощущается уже по тому, что в думских планах чисто депутатских инициатив почти в два раза больше, чем президентских и правительственных. Что и неудивительно: ведь успех на выборах будет во многом зависеть от того, насколько активно каждая фракция, депутатская группа и просто отдельный депутат поведут в оставшееся время работу со своим электоратом.
Диапазон депутатских предложений, как всегда, предельно широк: в него входят вопросы, относящиеся к государственному строительству и конституционным правам граждан, экономической и социальной политике, бюджету, налогам и финансам, обороне и безопасности. Однако политические, профессиональные и даже региональные привязанности депутатов просматриваются довольно ясно.
Так, представитель Союза правых сил Павел Крашенинников предлагает обратить особое внимание на усовершенствование процедуры государственной регистрации юридических лиц - причем, не просто облегчив ее, но и приведя в соответствие с принятым недавно законом о противодействии экстремистской деятельности. Руководитель его фракции Борис Немцов, а также некоторые представители "Яблока" намерены продвигать уже принятый в первом чтении Кодекс поведения государственных служащих, направленный, по их словам, главным образом против коррупции.
Группу депутатов, среди которых немало женщин, избранных от КПРФ /Светлана Горячева, Зоя Воронцова, Нина Останина/, вопросы общественной морали волнуют в несколько ином аспекте. Они призывают ужесточить уголовную ответственность за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних. Эта же группа подготовила изменения и дополнения в закон об основных гарантиях прав ребенка, касающиеся государственной поддержки отдыха и оздоровления детей.
Депутата Иосифа Кобзона /группа "Регионы России"/ беспокоит обеспечение гражданских прав на честь и достоинство. Разработанный им законопроект был возвращен на доработку еще в ноябре 1999 года, однако на нынешней сессии депутаты намерены вновь к нему вернуться. Представители национальных республик Каадыр-оол Бичелдей /"Единство"/, Сергей Будажапов /КПРФ/, Рагиб Гимаев /"Отечество-Вся Россия"/, Асланбек Аслаханов /независимый/ и другие предлагают ввести должность Уполномоченного Федерального Собрания по правам народов Российской Федерации. А известные актеры и режиссеры Станислав Говорухин и Николай Губенко настаивают на изменениях в Основах законодательства о культуре.
Все депутатские инициативы трудно перечислить. Однако бросается в глаза, что предложений центристов, которые фактически контролируют сейчас Госдуму, среди них не так много. Что, вероятно, объясняется принципиальной установкой центристов на поддержку в первую очередь законопроектов, вносимых президентом и правительством.
Накануне открытия сессии таких законопроектов было 42. Наиболее дискуссионные - по реформированию электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства - планируется рассмотреть во втором чтении в феврале, что несколько настораживает наблюдателей, поскольку первоначально в качестве приблизительной даты рассмотрения называли последнюю декаду января. Некоторые не исключают, что Дума и далее продолжит затягивать обсуждение этих не вполне приятных для большинства избирателей вопросов и, в конце концов, отложит их на период после выборов. Однако, как представляется, окончательные выводы делать рано - ведь центристы еще и сами не определились со своей позицией по электроэнергетике и ЖКХ.
Еще одна неожиданность: только на апрель назначена ратификация российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, подписанного президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем в мае минувшего года. Ранее официальные лица в российском правительстве называли вероятным сроком ратификации январь-февраль. Впрочем, здесь сюрпризов никто не ждет - ведь важность вопроса требует детального обсуждения, а для этого необходимо время.
Зато в "долгий ящик", судя по всему, откладывается ратификация некоторых договоров России с рядом бывших республик СССР. Это, прежде всего, российско-литовские договоры о государственной границе и о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море. Оба документа поступили в Думу еще в 1999 году и с тех пор кочуют по депутатским планам. Если депутаты все-таки решат рассмотреть их в ходе нынешней сессии, то это произойдет не раньше мая. В это же время, правда, лишь чисто теоретически, может быть рассмотрен российско-грузинский Договор о российских военных базах на территории Грузии. Этот документ лежит в Думе еще дольше - с апреля 1997 года, а его ратификация по-прежнему под большим вопросом.
С чем депутаты точно не будут тянуть, так это с законодательным оформлением увеличения минимальной оплаты труда в России. По предложению правительства, с 1 октября он должен быть повышен до 600 рублей, и, вероятно, уже зимой соответствующий закон будет одобрен обеими палатами Федерального Собрания и подписан президентом.
Прогнозируя поведение Думы в год избирательной кампании, многие политологи предполагали, что оно будет менее реформаторским, чем ранее, зато более популистским. Если это и верно, то лишь отчасти. Уже зимой депутаты приступят к обсуждению реформы местного самоуправления, а также к вопросам разграничения полномочий между уровнями российской власти. Темы эти настолько обширны и требуют такого обилия поправок в законодательство, что обсуждение может занять весь год. Правда, сама реформа начнется только после выборов - причем не только парламентских, но и президентских, намеченных на март 2004 года.