> Как отметил российский президент, подобный документ во внешнеполитической практике России принимается впервые, а его "главная новизна" заключается в том, что он носит "комплексный характер".
30-страничный План состоит из шести разделов, в каждом из которых подводится итог двусторонних отношений в ключевых областях и намечаются пути дальнейшего сотрудничества.
В первом разделе Плана, озаглавленном "Углубление политического диалога", стороны отмечают, что в последние годы в российско-японских связях углубилось доверие и взаимопонимание, и они достигли самого высокого за всю историю их развития уровня. В целях дальнейшего развития российско-японских отношений и укрепления взаимодействия на международной арене Россия и Япония намерены и впредь стремиться активизировать диалог на высшем уровне. В частности, создать "горячую" линию между Кремлем и канцелярией премьер-министра в Токио, расширить контакты на высоком уровне - министров иностранных дел, руководителей военных ведомств, активизировать межпарламентские связи.
Во втором разделе Плана, посвященном переговорам по заключению мирного договора, констатируется, что в результате энергичных переговоров между двумя странами достигнуты важные договоренности и сделан совместный вывод о том, что для продвижения переговоров по вопросу о заключении мирного договора необходимо обеспечение в двусторонних отношениях атмосферы, избавленной от эмоций и предвзятости.
Российская Федерация и Япония, стремясь к новому качеству двусторонних отношений и исходя из осознания важности дальнейшего углубления взаимопонимания, уважения друг друга и укрепления взаимного доверия, будут энергично продолжать процесс поиска взаимоприемлемого решения проблемы заключения мирного договора.
Весьма обширен третий раздел, посвященный сотрудничеству двух государств на международной арене. Россия и Япония полагают, что в последние годы активно развивалось двустороннее взаимодействие в решении актуальных международных проблем в рамках ООН, "восьмерки", а также механизмов Азиатско-тихоокеанского региона, таких как форум Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Асеановский региональный форум (АРФ) и другие. Укреплялось и расширялось взаимодействие в интересах эффективной борьбы с международным терроризмом, а также сотрудничество в области контроля за вооружениями, разоружения и нераспространения.
Впредь обе страны считают необходимым сотрудничать по широкому кругу вопросов поддержания и укрепления мира и стабильности - как в глобальном, так и в региональном измерении, осуществлять активный обмен информацией о потенциальных террористических угрозах по различным каналам, развивать взаимодействие по антитеррористической проблематике, используя учрежденный формат двусторонних консультаций по противодействию терроризму, а также сотрудничая при обсуждении тематики борьбы с терроризмом в рамках многосторонних структур.
Кроме того, Россия и Япония считают необходимым продолжать сотрудничество в целях оказания помощи Афганистану.
В сфере контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения оба государства намерены содействовать укреплению международного мира и стабильности, а также предпринимать действия, направленные на сохранение и совершенствование существующей системы международных договоров в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения.
Со своей стороны Япония приветствовала заключенный 24 мая 2002 года между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки Договор об ограничении стратегических наступательных потенциалов, рассматривая его в качестве основы для дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений.
В свою очередь Россия подтверждает намерение по возможности оказывать содействие процессу нормализации отношений между Японией и Северной Кореей в соответствующей форме, и оба государства готовы способствовать мирному урегулированию всех вопросов, связанных с ядерной программой КНДР, в интересах укрепления режима нераспространения и обеспечения безъядерного статуса Корейского полуострова.
Россия и Япония выразили сожаление и глубокую озабоченность по поводу недавнего развития ситуации в связи с северокорейской ядерной программой и заявления КНДР о намерении выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и отказаться от выполнения обязательств по Соглашению о сотрудничестве и гарантиях с МАГАТЭ.
Стороны считают также важным взаимодействовать в иракском вопросе, с тем, чтобы Ирак в полной мере и без всяких предварительных условий сотрудничал с международными инспекторами и не препятствовал осуществлению их деятельности, а также добиваться полного выполнения Ираком всех соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, включая резолюцию о ликвидации оружия массового уничтожения.
В четвертом разделе Плана, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической области, отмечается, что эта сфера, а также научно-техническое сотрудничество, относятся к числу стратегических приоритетов российско-японских отношений. Россия и Япония считают, что важную роль в развитии двусторонних торгово-экономических отношений сыграла принятая в сентябре 2000 года "Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области", в которой были определены основные ориентиры соответствующего взаимодействия России и Японии. Переходу России к рыночной экономике способствовало техническое и интеллектуальное содействие со стороны Японии, направленное на ускорение реформ в Российской Федерации. Плодотворно развивалось сотрудничество в области энергетики. Представители деловых кругов двух стран активно участвуют в международных проектах Сахалин-2, в рамках которого уже начата добыча нефти, и Сахалин-1, где ведется подготовка к началу выпуска продукции.
Кроме того, стороны констатировали, что с января 2002 года активно проводятся российско-японские консультации по проблемам борьбы с незаконным промыслом и контрабандой морепродуктов, по итогам которых достигнуты важные результаты с точки зрения сохранения морских живых ресурсов и поддержания порядка в ходе промысла.
Касаясь перспектив торгово-экономических связей России и Японии, План предусматривает активизацию деятельности Российско-Японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. Кроме того, Россия заявляет о готовности предпринимать дальнейшие меры в направлении улучшения инвестиционного климата. Япония со своей стороны, отмечая устойчивый рост экономики Российской Федерации, будет предпринимать меры по предоставлению представителям деловых кругов информации, в частности, о ходе экономических преобразований в России, активизировать рассмотрение вопроса о скорейшем создании российско-японской организации по содействию торговле и инвестициям, взаимодействовать в целях вступления России в ВТО. Япония также выражает поддержку намерению Российской Федерации вступить в ВТО и будет с учетом потребностей России рассматривать возможность передачи ей необходимых для решения этой задачи знаний и опыта в качестве одной из форм технического и интеллектуального содействия.
Стороны также намерены активизировать работу по подготовке документа о сотрудничестве в энергетической области, который определит направления дальнейшего укрепления взаимодействия в данной сфере и развивать сотрудничество в освоении энергетических ресурсов Дальнего Востока Российской Федерации и Сибири, а также создании газо- и нефтепроводов для их транспортировки, продолжать сотрудничество в исследованиях, касающихся мирного использования атомной энергии, в том числе по вопросам о реакторах на быстрых нейтронах. Определены также направления перспективного сотрудничества в области экологии, в сфере сохранения и использования биоресурсов, в области космоса, области транспорта и туризма.
Пятый раздел Плана, посвященный связям двух стран в оборонной и правоохранительной областях, констатирует, что в результате предпринятых Российской Федерацией и Японией усилий произошло заметное расширение связей между оборонными и правоохранительными ведомствами двух государств, что стало важным фактором укрепления взаимного доверия. В области оборонных контактов дважды осуществлен обмен визитами Министра обороны Российской Федерации и Начальника Управления обороны Японии. Между правоохранительными ведомствами России и Японии получило развитие сотрудничество в области противодействия международному терроризму, международной организованной преступности, включая незаконный оборот наркотиков и оружия и нелегальные пересечения границ, а также браконьерскому промыслу морепродуктов.
Впредь Россия и Япония готовы осуществлять двусторонние военные обмены путем регулярного проведения визитов на высоком уровне, прежде всего Министра обороны Российской Федерации и Начальника Управления обороны Японии, а также консультаций с участием представителей оборонных ведомств двух стран, взаимных визитов боевых кораблей и проведения в их ходе совместных учений по поиску и спасанию на море. Кроме того, зафиксировано стремление активно сотрудничать в целях противодействия угрозам со стороны международного терроризма и международной организованной преступности, в частности таким, как незаконный оборот наркотиков и оружия, а также борьба с нелегальной торговлей похищенными автомобилями.
Шестой, последний раздел Плана, направленный на развитие культурных связей, отмечает, что Россия и Япония последовательно развивали контакты в этой области, основанные на глубоком интересе российского и японского народов к культуре друг друга.
В дальнейшем оба государства намерены осуществлять сотрудничество на основе Соглашения о культурных связях, вступившего в силу летом 2002 года, укреплять сотрудничество, направленное на успешное проведение представляющего российскому народу японские традиции и культуру "Фестиваля японской культуры в России - 2003", а также аналогичных российских мероприятий, знакомящих японцев с культурными ценностями России; поощрять продвижение контактов между студентами, молодежными организациями и представителями общественных организаций, развивать спортивные обмены.