Рейтинг@Mail.ru
Методичное безумие Северной Кореи - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Методичное безумие Северной Кореи

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 10 января. /Политический обозреватель РИА "Новости" Дмитрий Косырев/. Если это безумие, то в этом безумии есть метод. Так, шекспировскими словами, можно охарактеризовать последнюю акцию северокорейского лидера Ким Чен Ира - выход из ДНЯО, договора о нераспространении ядерного оружия, который одновременно освобождает его от договоренностей с МАГАТЭ, агентством, обязанным, среди прочего, следить за производством ядерных материалов в странах-подписантах того самого договора.

Это - вполне логичная и предсказуемая реакция на позицию США, которая обозначилась на прошедших на этой неделе в Вашингтоне американо-японо-южнокорейских переговорах. Вашингтон, как известно, заявил на них, что не обещает КНДР ничего, но требует - как и МАГАТЭ - остановки только что запущенного северокорейцами атомного реактора в Йонбене, который способен попутно нарабатывать оружейный плутоний.

МАГАТЭ, хотя и решила на своем заседании в эти же дни дать Пхеньяну еще один шанс, в принципе имеет право передать вопрос в Совет Безопасности ООН, который, в свою очередь, имеет право наложить на Пхеньян экономические санкции за невыполнение ДНЯО. Так вот, теперь Совбезу делать больше нечего, формальных оснований для санкций, похоже, не осталось. Можно лишь попытаться ввести их за действия КНДР в тот период, пока она находилась в рамках Договора.

Вызовы, раз за разом бросаемые маленькой Северной Кореей американцам, да и - в общем-то - всему миру, кажутся смешными. Но Пхеньян вряд ли имеет иной выход из ситуации. В 1994 году США и еще несколько стран (в том числе Япония и Южная Корея), чтобы вытеснить российскую атомную энергетику с Севера Кореи, заключили с Пхеньяном соглашение о закрытии электростанции в Йонбене и создании в стране к 2003 году реактора иного типа, неспособного питать военный атом. До того времени США обязались, согласно договору от 1994 года, поставлять на север Кореи мазут. Для электростанции пока есть только фундамент. Поставки горючего прекращены прошлой осенью на основании разговора, который состоялся в северокорейском МИДе с заместителем госсекретаря Джеймсом Келли. По словам американцев, им было сказано, что КНДР ведет - или вела - программы оружия массового уничтожения. Доказательств последнему не больше, чем доказательств того, что оружие массового уничтожения есть у Саддама Хусейна.

Страна в 20 с лишним миллионов человек замерзает, промышленность ее - и без того находящаяся в печальном состоянии - останавливается. Руководитель любого государства просто не может сидеть сложа руки в такой ситуации: холод - штука очень конкретная. Что может сделать такой лидер, если от него требуют невозможного и не обещают взамен ничего? Только одно - вести себя как можно более нерационально. Аналогия с Ираком очевидна. Представим себе, что у Саддама нет никакого оружия массового поражения, а Вашингтон требует от него разоружиться. Остается создать такой кризис, в котором участвовало бы как можно больше государств, авось помогут. В случае с Кореей - помогут Вашингтону "спасти лицо" и сделать единственно возможное: начать выполнять свои обязательства по поставкам топлива. Или найти топливо где-то еще.

Самое забавное в том, что Пхеньян, в общем, очень грамотно орудует буквой международного законодательства. Договор о нераспространении ядерного оружия запрещает продавать таковое другим государствам, а вовсе не производить его у себя дома по технологиям, которые есть даже в учебниках. Наказать Пхеньян за производство атомного оружия нельзя - вспомним пример пятилетней давности, то есть взорвавших ядерные заряды Индию и Пакистан, которые с юридической точки зрения были и остаются чисты.

Вряд ли можно ожидать, что Северная Корея начнет продавать ядерные бомбы или технологии Пакистану, который, как считается, покупал их ранее в этой стране - Пакистан уже ядерная страна, причем такая, которую США могут очень настоятельно попросить не покупать. Станет ли Северная Корея продавать свой товар террористам? Возможно. Но лидеры этой страны, повторю, не слишком похожи на сумасшедших. Они всего лишь предприняли довольно грамотную с юридической точки зрения попытку уйти от возможных санкций ООН - и вернуть дело к исходной точке: потребовать топлива. Кстати, северокорейские дипломаты в Пекине уже заявили для тех, кому непонятна суть дела: дайте мазут - и КНДР мгновенно вернется в ДНЯО.

Договоры, как известно, дело добровольное. Выходить из них никому не запрещено. Вашингтон, допустим, подписал договор с Пхеньяном в 1994 году - и перестал его выполнять. Тот же Вашингтон подписал в 1972 году с Москвой Договор по ПРО - и вышел из него в прошлом году. И теперь вся международная дипломатия будет давить на Северную Корею, призывая ее не раскачивать лодку, уже скорее исходя из принципов "реальной политики", а не международного права. А ничего реальнее холода и, с другой стороны, топлива представить себе нельзя.

Суровые реальности, к которым привело нынешнее решение Пхеньяна, таковы. США придется или начинать войну на Корейском полуострове, или - идти на компромисс, точнее, позволить другим странам организовать этот компромисс. Если для этого придется уйти в отставку трем-четырем несгибаемым вашингтонским старцам из администрации Буша, создавшим корейский кризис на ровном месте, то это небольшая цена за возвращение к ситуации двух-трехлетней давности, когда две Кореи обсуждали инвестиции, совместные проекты, железнодорожное сообщение между двумя странами и многие другие приятные для всех вещи.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала