Все эти сокровища древнерусской культуры из собрания Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника будут выставлены в Государственной Третьяковской галерее в рамках проекта "Золотая карта России", реализуемого совместно с региональными музеями.
Стартующая во вторник выставка "Искусство Земли Владимирской", пояснили РИА "Новости" в галерее, начинает знакомить столичных зрителей с собранием Владимиро-Суздальского музея-заповедника - одного из крупнейших в России.
Названия входящих в его сферу городов - Суздаль, Кидекша, Боголюбово, Гусь-Хрустальный - не только отзываются в душах россиян, но известны и далеко за пределами страны. Созданный в 1958 году обширный музейный комплекс раскинулся на сотни квадратных километров, включив в себя и художественные коллекции, и памятники зодчества, самые древние в России: достаточно вспомнить Дмитриевский и Успенский соборы Владимира либо храм Покрова на Нерли.
И нынешняя экспозиция - лишь первый шаг к тому, чтобы показать в столице разные грани любопытнейшего собрания: по богатству фондов оно может соперничать с Русским музеем, а кое в чем превосходит Третьяковку.
Среди 412 тысяч единиц хранения Владимиро-Суздальского музея-заповедника - этнографические материалы, собрание икон XШ-XX веков, художественное стекло и фарфор, рукописные и старопечатные книги начиная с XV века, лаковая миниатюра Мстеры. Замечательные произведения эпохи русского авангарда и других этапов светского изобразительного искусства, ныне составляющие гордость музея, попали в него уже после 1917 года, нередко - в процессе сложных и разрушительных музейных переделов.
Многие картины и рисунки, списанные из столичных сокровищниц как "малоценные", переброшенные в провинцию как "безыдейные", убранные с глаз долой из конъюнктурных соображений, в последние два десятилетия объехали буквально полсвета. Они украшали прогремевшие на Западе выставки 1990-х: "Великая утопия", "Амазонки авангарда" и множество им подобных. Но эта часть собрания музея в Москве, вероятно, появится позже.
А пока в залах Третьяковки - поистине бесценные россыпи "жемчужин" из того пласта отечественной культуры, который принято именовать древнерусским. Если говорить точнее, почти все из 70 экспонатов, охватывающие длительный период истории - от XII до начала XX века, принадлежат к искусству культовому, т.е. церковному.
Особое место займут на выставке произведения, происходящие из женского Покровского монастыря. Основанный в 1364 году, по величине и богатству он был вторым в Суздале. С XVI века он приобрел печальную славу: здесь принимали постриг великие княгини, царевны и царицы, прочие представительницы знатных фамилий.
В числе памятников из бывшей монастырской ризницы - византийские камеи XII века, иконы XV-XVI столетий: "Богоматерь Умиление", "Покров". Образ "Происхождение честных древ креста" появился в Суздале как вклад великого князя Московского и Всея Руси Василия Третьего и его первой жены Соломонии Сабуровой, впоследствии постриженной в монахини Покровской обители.
650 лет исполнилось в 2002 году самому крупному монастырю Суздальской земли - это овеянный легендами мужской Спасо-Евфимиев монастырь. В нем похоронен герой освободительного движения 1612 года князь Дмитрий Пожарский, в нем же полвека назад находился пленный фельдмаршал Паулюс. На выставке можно увидеть икону XVII столетия "Святая Троица" в драгоценном окладе - вклад князей Пожарских, чья родовая усыпальница находилась в монастыре.
Прибыли в Москву и другие происходящие из него редкие памятники истории и культуры - в их числе икона XVI века "Богоматерь Корсунская", почитаемая в Суздальской земле как чудотворная.
В Рождественском соборе Суздаля, еще одной знаковой для истории зодчества постройке, хранилось уникальное рукописное Евангелие конца XVII века в серебряном гравированном окладе - шедевр мастеров московской Оружейной палаты Афанасия Трухменского и Андрея Бланкостина. Экспонируются и редкие памятники шитья, и вырезанные по кости иконы рубежа XV-XVI вв.
В более поздние времена созданы работы известных живописцев Оружейной палаты Симона Ушакова и Кирилла Уланова. Иконы из Мстеры позволяют проследить развитие древнерусских традиций вплоть до начала ХХ века.