Напомним, что правительственный законопроект по этому вопросу рассматривался в Белом доме уже дважды и в ближайшее время должен поступить на обсуждение в Госдуму.
Правительственным законопроектом, в частности, предусматривается возможность введения обязательного резервирования средств при осуществлении некоторых капитальных валютных операций. По словам одного из авторов альтернативного проекта, председателя Комитета по собственности Госдумы Виктора Плескачевского, это значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики, ведет к росту стоимости проведения таких операций и снижает конкурентоспособность российских предприятий. Предполагаемое законопроектом регулирование Центробанком операций с ценными бумагами может привести к удорожанию и усложнению деятельности участников рынка ценных бумаг и, как следствие, к резкому оттоку средств с российского фондового рынка и снижению капитализации компании.
Высказываясь в поддержку правительственного законопроекта, первый заместитель председателя Центробанка Олег Вьюгин заявил, что органы валютного регулирования должны иметь некоторые инструменты для ликвидации возможных рисков. По его словам, существуют два вида рисков: макроэкономические риски, а также прямые риски банковской системы.
Как пояснил Олег Вьюгин, наибольший макроэкономический риск заключается в том, что при свободном движении капитала больше требований будет предъявляться к качеству денежно-кредитной и бюджетной политики. Приток капитала в государство и в частный сектор вызовет укрепление национальной валюты, а отток капитала приведет к некоторой потере налогов. В случае, если Центробанк не будет предпринимать определенные шаги, отток капитала вызовет кризис ликвидности банковской системы. Что же касается рисков банковской системы, то, по словам Олега Вьюгина, при полной либерализации существует определенный риск, что клиенты предпочтут российским банкам зарубежные.
Подводя итоги слушаний, Виктор Плескачевский сделал прогноз, что при рассмотрении в Госдуме в первом чтении будет принят именно правительственный вариант законопроекта о либерализации валютного регулирования. Однако глава Комитета по собственности выразил надежду, что при втором чтении будут в значительной степени учтены предположения авторов альтернативного документа. Это прежде всего включение в закон максимального количества норм прямого действия, пересмотр положений, связанных с возможностью введения обязательного депонирования средств при осуществлении некоторых операций, а также уравнивание в правах в области осуществления валютных операций резидентов и нерезидентов.