Он происходит после окончания работы ХУ1 съезда КПК, на котором к власти в стране пришло новое поколение руководителей, и главе нашего государства предстоит поближе познакомиться с теми людьми, которые будут определять политику Китая в ближайшие годы. Практически накануне закончился Пражский саммит НАТО, на котором приглашены в Североатлантический альянс семь государств Европы, три из которых - бывшие советские республики. Альянс выходит на границы России, и наша страна становится своеобразным мостом (или буфером) между Востоком и Западом. И эта новая геополитическая реальность требует серьезного осмысления на встречах лидеров Евроазиатского континента.
Нельзя не сказать и о встрече Владимира Путина с президентом США Джорджем Бушем, который прилетал в Санкт-Петербург сразу же после окончания Пражского саммита, об их переговорах в Екатерининском дворце Царского села. Содержание этих бесед, выводы из них, наверняка, очень интересуют Пекин. И, наконец, последнее по счету, но не по значению обстоятельство. Китай, как и Индия, куда после Пекина полетит наш президент, является крупнейшим партнером России в военной и военно-технической сфере.
На него приходится до 40-45 процентов наших совокупных поставок. Финансовая составляющая этого сотрудничества равна как минимум 1-1,5 млрд долларов в год. Но дело не только в цифрах. Министр обороны Сергей Иванов чуть меньше месяца назад заявил в Хабаровске, что "сохранить оборонно-промышленный комплекс России можно только за счет поставок военной техники и вооружений в Китай".
Это в Пекине хорошо понимают. И сверить часы в сфере нашего военно-технического сотрудничества на фоне того, что с приглашением в НАТО новых стран Россия все больше теряет свои оружейные рынки на Западе, для руководителей двух соседних государств тоже будет очень полезно и важно. Тем более, что кроме серьезных успехов, тут накопилось много вопросов, что требуют решений на высшем уровне.
В Китае очень чувствительно относятся к информации о военно-техническом сотрудничестве с Россией. По его требованию, такие сведения с недавнего времени закрыты и в РФ. Но есть достаточно много зарубежных источников, которые подробно расписывают, какое оружие и в каких количествах закупает в России Поднебесная. Среди таких источников Регистр обычных вооружений ООН, ежегодники Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), другие материалы.
Им можно верить или не верить, но они свидетельствуют: за последние годы Пекин закупил у Москвы около 150 истребителей-перехватчиков Су-27СК и Су-30МКК, а также двигатели, ракетно-бомбовое вооружение для этих самолетов и другие комплектующие. Прибрел также лицензию на производство двухсот Су-27СК на своих предприятиях.
Кроме того, Китай приобрел у России два эсминца класса "Современный" и заключил контракт на постройку еще двух таких кораблей, но с новым зенитно-ракетным комплексом и противокорабельными ракетами на сумму в 1,4 млрд долларов. Купил две дизельные подводные лодки класса "Варшавянка" и две модернизированные подлодки этого же класса, но более современные, проекта "Амур". Москва поставила Пекину и ряд наземных зенитно-ракетных комплексов среднего радиуса дальности С-300ПМУ-1 и ЗРК ближнего радиуса "Тор-М1", а также самые мощные реактивные системы залпового огня "Смерч", 155-мм снаряды с лазерной подсветкой "Краснополь-М" и другое вооружение.
Визит Владимира Путина в Пекин должен если не повысить этот уровень закупок, то, по крайней мере, поддержать его на той же высоте. Хотя, конечно же, сотрудничество России с Китаем в военно-технической сфере заметно отличается от такого же сотрудничества нашей страны с, например, Индией, и кроме явных достижений тут есть проблемы, которые предстоит преодолевать.
Как считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, Пекин заметно опережает Дели по количеству закупленной у Москвы боевой техники и вооружения, но отстает по качеству этого вооружения. Если в Китай идет то оружие, что уже стоит на вооружении у российской армии или поступает к ней в настоящее время, то Дели покупает ту боевую технику, которая еще только разрабатывается. А иногда делает специальный заказ на разработку вооружения только для Индии или с ее непременным участием. Уже созданы несколько совместных российско-индийских оборонных предприятий, где делается оружие для индийской армии и флота. Совместных российско-китайских фирм в данной сфере не существует.
Причина известна - военно-политическая доктрина России не считает Индию, в отличие от Китая, потенциальным соперником в долгосрочной перспективе. И эту достаточно двусмысленную ситуацию, вероятнее всего, будет обсуждать в Пекине новое китайское руководство с Владимиром Путиным, искать выход из нее и гарантии того, что в будущем подобные гипотетические возможности будут нереальны. Кстати, китайский оружейный рынок для России важен и по такой причине: чем более тесное и многостороннее сотрудничество в данной сфере, тем меньше причин подозревать друг друга в неискренности и в каких-то потаенных замыслах, считает российский эксперт.
Со своей стороны, Пекин, наученный горьким опытом 1956-1964 годов, тоже, что называется, не складывает все яйца в одну корзину. Он активно развивает свое военное и военно-техническое сотрудничество и с Францией, Италией, ФРГ, Швецией, другими государствами. Там в военных академиях и не только в военных учатся его граждане. И России, ее "оборонщикам" и военным вряд ли стоит уповать на монопольное присутствие и отсутствие острой конкуренции на китайском оружейном рынке.
Кстати, в российских военных вузах учится около 150 китайских офицеров. А именно, в Академии Генерального штаба, в Общевойсковой академии, Академии тыла и транспорта, в Военно-морской академии, ряде других учебных заведений министерства обороны. Обучение одного слушателя обходится китайской стороне в четыре тысячи долларов в месяц.
По соглашению между военными ведомствами двух стран российские офицеры тоже должны учиться в вузах Китая. Это в какой-то мере снизило бы и финансовую нагрузку на Минобороны НОАК. Но, увы, оказалось, что среди наших военнослужащих командирского и инженерно-технического состава пока не нашлось таких людей, кто в достаточной степени владеет китайским языком и может учиться в военных академиях и институтах соседнего государства.
Впрочем, выстраивать политику долгосрочных и взаимовыгодных отношений сотрудничества и партнерства между двумя соседними странами и армиями, как и стать надежным мостом между Востоком и Западом, очень и очень не просто. Поэтому и встречаются как минимум раз в год лидеры наших государств. Их вклад в эту работу неоспорим. Есть уверенность, что и новый визит президента России в Китай станет весомым достижением на данном пути.