На звездном небосклоне Голливуда звезда известной американской киноактрисы, режиссера и продюсера Джоди Фостер сияет если не совсем приглушенным, то достаточно неброским светом, к тому же находится на расстоянии от любого созвездия. Тем самым она как бы сохраняет определенное расстояние от массы стремящихся "пересветить" друг друга голливудских светил.
Приглушенность света вызывает удивление, если вспомнить, что речь идет об актрисе, с трехлетнего возраста связавшей свою судьбу с миром кино и, несмотря на отсутствие какой-либо профессиональной подготоки, ставшей первой в истории Голливуда обладательницей двух Оскаров среди актеров, не достигших тридцати лет /за роль Сары Тобиас в фильме 1988 года "Обвиняемые" и за роль Клэрис Старлинг в фильме 1991 года "Молчание ягнят"/.
Обособленность Джоди Фостер столь очевидна, что невольно ищешь ее причины и, действительно, без труда обнаруживаешь в биографии актрисы по меньшей мере две из них. Первая связана с самим характером Джоди Фостер, которую определяют как одну из наиболее интеллектуальных художников Голливуда, что подтверждается и документиально. Отлично закончив в 1980-м престижный колледж Французского лицея в Лос-Анджелесе, где Джоди неизменна была первой ученицей, в 1985-м она получает степень бакалавра в Йейле по специальности английская литература, при этом результаты освоения ею программы отмечены почетной грамотой.
Другая причина связана не столько с самой Фостер, сколько с характером американского общества, в котором реальность действительной жизни порою оказывается смешанной с реальностью мира иллюзий. Снявшись в знаменитом "Таксисте" Мартина Скорсезе /1976/ в роли молоденькой проститутки /за исполнение которой актриса была номинирована на Оскара в категории "лучшая исполнительница роли второго плана"/, Джоди сначала стала объектом преследования и домогательств со стороны некоего Джона Уорнока Хинкли-младшего, одержимого образом сыгранной ею в фильме девушки, а затем, когда эта одержимость привела к покушению Хинкли на президента Рональда Рейгана, объектом всеобщего внимания СМИ. Результатом явился отказ Фостер не только когда-либо отвечать на вопросы, связанные со случившимся, но принятое ею решение как можно дальше держаться от представителей прессы. Стремление сохранять свою личную жизнь по возможности за рамками профессиональных занятий /которые то и дело толкают актера в ярко освещенный круг софитов/ приобрело степень абсолюта после рождения в 1998 году сына Чарльза, которого Джоди не только решила воспитать самостоятельно, но в отношении которого отказывается давать какие-либо сведения, включая касающиеся его отца.
Джоди Фостер неоднократно задавали вопрос: почему столь многие из ее ролей представляют аутсайдеров общества. Актриса отвечала, что, по непонятным для нее самой причинам, в кино она чаще всего отождествляет себя с отверженными, униженными и оскорбленными, предпочитая сниматься в картинах, хоть сколько-нибудь привлекающих внимание общества к их незавидной судьбе, а в реальной жизни наиболее героической считает роль одинокой многодетной женщины. Такой, в представлении Фостер, была ее собственная мать.
Эвелин "Брэнди" Фостер, одинокая мать троих детей, зарабатывавшая, исполняя обязанности помощника одного из голливудских режиссеров, 19 ноября 1962 года произвела на свет четвертого ребенка Алисию Кристиан Фостер, которой, по настоянию ее сестер и братьев, предстояла уже вскоре стать Джоди. Хотя семья явно нуждалась и мать то и дело возила детей на всякого рода кинопробы, порою, как в случае с Джоди и ее братом Бадди, заканчивавшиеся заключением контрактов на исполнение той или иной небольшой детской роли, в том числе в рекламных роликах, сама Джоди Фостер вспоминает о тех временах с любовью. По сей день она говорит о своей семье как о "благосостоятельной", имея в виду необычное для средних американцев стремление матери обеспечивать в доме горячую пищу, предпочтение настоящего итальянского хлеба всякого рода покупному "copy", и "культурной", поскольку мать с ранних лет познакомила детей с серьезным европейским кино.
Если начавшая сниматься в три года Джоди, достигнув пяти, поражала съемочную группу своей способностью свободно читать тексты сценариев, то к началу 1970-х, появившись сразу в нескольких телевизионных многосерийках, в диснеевском "Наполеон и Саманта" и сыграв роль Бэки Сэтчер в художественной киноленте "Том Сойер", она прослыла актрисой с апломбом, здравым смыслом и чарующими манерами, что навсегда закрепилось за Фостер в качестве ее "фирменного знака". Уже в 1974-м, сыграв роль уличного парня в кинофильме Мартина Скорсезе "Элис больше здесь не живет", Джоди Фостер привлекла к себе внимание критики и произвела столь сильное впечатление на самого Скорсеэе, что он пригласил ее участвовать в следующем фильме - "Таксист".
Сыгравший поистине судьбоносную роль в жизни актрисы, "Таксист" с самых первых шагов потребовал от Фостер немало работы и огромной затраты физической и психической энергии. В соответствии с установками трудового законодательства, Калифорнийское управление по вопросам труда потребовало, чтобы Джоди прошла специальную проверку экспертами-психиатрами на предмет способности выдержать без травматических последствий напряжение, связанное с участием в съемках подобного рода.
Как вспоминала впоследствии Фостер, "Таксист" стал первой работой, в которой перед ней встала задача создания образа человека, абсолютно непохожего на нее. Сыгранная ею роль проститутки Айрис не только перевернула все прежние представления актрисы о работе в кино, заставила понять, что кино - это не ремесло, а высокое искусство, но в корне изменила понимание самой жизни, подвигнув к принятию ряда шагов, определивших направление неординарной творческой и личной жизни актрисы.
Уже став матерым художником, Джоди Фостер, отвечая на вопрос, кто является ее любимым режиссером, назвала Мартина Скорсеэе, Луиса Малле, Франсуа Трюфо и Вуди Аллена. Именно на художников такого масштаба она ориентируется, начав работать в роли не только актрисы, но и режиссера. Сама будучи своего рода "вундеркиндом", Фостер в качестве первой режиссерской работы избрала тему трагических противоречий воспитания гения. Снятый ею в 1991 году фильм "Маленький человек Тэйт" рассказывает о талантливом ребенке, душа которого раздирается между его матерью из рабочей среды /ее роль сыграла сама Джоди Фостер/ и одаренным психологом, пытающимся подвигнуть мальчика на трудный, но благодарный путь гения. В первой режиссерской работе Фостер нашла многие из наиболее близких ей тем одинокой матери, одаренного подростка, лишенного воспитателя-отца, неординарной личности, вступающей в противоречие с окружением и страдающей от этого.
Хотя лента не пользовалась большим кассовым успехом, критика признала ее "обещающим началом" режиссерской карьеры Джоди Фостер.
В настоящее время Джоди Фостер, которая к работе актрисы и режиссера прибавила еще работу продюсера, организовав собственную компанию "Эгг Пикчез", живет со своим сыном в долине Сан-Фернандо в Калифорнии. Свою приверженность Золотому штату /в противовес Нью-Йорку, где работают ее любимые режиссеры Скорсезе и Аллен/, она объясняет тем, что в Калифорнии "четыре дня подряд можно носить одни и те же спортивные штаны, ежедневно видеть племянников, забирая их из школы, шататься по торговым бульварам". Себя Джоди считает "на удивление скучной персоной", которая, впрочем, "и не стремится ни к чему иному, как быть скучной". Скучной, то есть не привлекающей внимание посторонних глаз.
Как видим, Джоди Фостер, "неяркая" звезда Голливуда, раз приняв решение, остается верной самой себе.