Как сообщил РИА "Новости" заместитель председателя думского комитета по собственности Михаил Емельянов, в ходе слушаний выступающие подчеркивали, что в последние годы в России произошли концептуальные изменения законодательства, обеспечивающие гражданский оборот недвижимости и ее налогообложение. В частности, сказал Емельянов, были приняты новые редакции важнейших системообразующих законов: Гражданский, Земельный, Градостроительный, Налоговый, водный и лесной кодексы, федеральные законы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о государственном земельном кадастре, о землеустройстве, о разграничении государственной собственности на землю, об обороте земель сельскохозяйственного назначения и закон об оценочной деятельности.
На слушаниях было сообщено, что на 1 января 2002 года земельный фонд РФ составляет 1709,8 млн га. Из них в государственной собственности находится 1580,8 млн га. /92,4 проц/, а в частной собственности - 129 млн га. /7,6 проц/.
В едином банке данных реестра федерального имущества содержатся сведения об 1 млн 102 тыс 549 федеральных объектах недвижимости /здания, сооружения/, в том числе, 6 тыс 772 объекта незавершенного строительства.
На слушаниях также было сообщено, что в РФ появилось более 100 млн собственников недвижимого имущества, функционируют системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав.
Ежегодно в стране совершается и регистрируется более 15 млн сделок с объектами недвижимости.
Однако, заметил Емельянов, следует отметить, что до настоящего времени существует ряд проблем, которые сдерживают гражданский оборот недвижимости, препятствуют эффективному ее использованию собственниками.
По словам депутата, существующая система налоговых и иных платежей за пользование недвижимостью не стимулирует потенциальных собственников к инвестициям в недвижимость, не способствует процессам перехода недвижимости от одних собственников к другим и сдерживает оборот недвижимости, что в конечном итоге снижает ценность недвижимости как инструмента рынка капитала.
Емельянов также указал, что учетом, технической инвентаризацией, регистрацией прав и оценкой недвижимости в стране занимаются структуры различных организационно-правовых форм, различные ведомства, что "не позволяет создать единую систему управления недвижимостью, приводит к дублированию функций и к излишним затратам средств как государственных органов, так и граждан, существенно затрудняет развитие такого важнейшего инструмента экономики государства, как ипотечное кредитование".
По итогам заседания участники слушаний рекомендовали правительству ускорить реализацию положений федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю". Кабинету министров предложено ускорить разработку общих принципов и правил учета и регистрации в концепции управления недвижимостью в РФ, а также активизировать работу по подготовке проектов федеральных законов, направленных на совершенствование системы учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на них.
Госдуме предложено провести в декабре парламентские слушания по вопросам разграничения полномочий и управлению недвижимостью, а в феврале-марте будущего года парламентские слушания, посвященные проблемам законодательного обеспечения корпоративной собственности.