Секретарь и постоянная модель художника Анри Матисса /1869-1954/, ставшая спутницей его жизни, передала в ГМИИ им. А.С.Пушкина более 200 произведений искусства, мемориальных предметов, книг, фотографий и архивных документов.
Главным героем выставки станет, конечно, великий французский живописец, чьи картины появились в Москве в домах купцов-меценатов Ивана Морозова и Сергея Щукина еще до революции. Теперь знаменитые полотна - "Танец", "Красная комната", "Семейный портрет", "Мастерская художника", "Красные рыбки" и другие холсты - поделены между ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственным Эрмитажем.
В оба собрания работы Матисса поступили в 1948 году из коллекции Государственного музея нового западного искусства, закрытого более полувека назад. Но еще в те годы, когда этот легендарный музей работал, завязалась его дружба с Лидией Делекторской, в эмиграции никогда не забывавшей о России. Свой первый дар московскому музею - 8 рисунков Матисса, к которым автор прибавил девятый, - она принесла ГМНЗ еще в 1946 году.
Впервые Делекторская позировала Матиссу в 1935 году, вскоре стала его любимой моделью, затем и секретарем-помощницей. 22 года, вплоть до смерти художника, русская спутница оставалась рядом с ним. Маэстро любил дарить Делекторской свои рисунки и картины. Однако порой она и сама выкупала у автора те работы, которые ей особенно пришлись по душе. Так с годами сформировалась весьма ценная коллекция работ Матисса, к которой бережная женская рука прибавила письма, личные вещи, памятные предметы.
При этом "Делекторская никогда не считала себя коллекционером, да и не была им в общепринятом смысле слова", - подчеркнули в интервью РИА "Новости" сотрудники музея. Может быть, поэтому постоянная связь обладательницы архива, жившей во Франции, с музеем на родине, возникшая в 1965 году и прерванная лишь с кончиной Лидии Делекторской, привела к образованию обширного фонда Матисса в ГМИИ.
Множество разнообразных предметов вошло в экспозицию: здесь и рисунки, и гравюры, и ранние "африканские" статуэтки, и книги, оформленные Матиссом, включая альбом "Джаз". Выставлены изразцы и керамика, выполненные по эскизам мастера, равно как две его палитры и четыре картины - их считают важнейшим даром спутницы французского классика. Интересен комплекс мемориальных предметов, среди них - вышитые блузки, фрагменты костюмов и бижутерия, в которых Делекторская позировала живописцу.
Немало предметов поначалу принадлежало самому Матиссу, а впоследствии было им подарено подруге: фотоаппарат, с которым художник ездил на Таити, или теннисный мячик, в конце жизни служивший для разработки руки.