Рейтинг@Mail.ru
Мифы и правда о месте России в истории создания ЭВМ - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Мифы и правда о месте России в истории создания ЭВМ

Читать ria.ru в
Дзен
Сто лет назад, 2 ноября 1902 года, в Нижнем Новгороде в семье учителей Лебедевых родился сын Сережа, которому было суждено стать создателем отечественных ЭВМ. Более того, разработки Лебедева в этой области не уступали западным аналогам, и даже опережали их. Но долгое время имя ученого был знакомо только узкому кругу специалистов. Впрочем, времена "холодной войны" лишили заслуженной широкой известности многих ученых и конструкторов, работа которых имела оборонное значение. По причине засекреченности родился и миф о том, что СССР, а затем и Россия сильно отстали в создании и развитии вычислительной техники. На самом же деле, здесь все не так однозначно. И если взглянуть на факты, то получается, что не только в "области балета", но и в деле создания ЭВМ мы были "впереди планеты всей". Вот и работы Лебедева. В 1945 году именно он создал первую в стране электронную вычислительную машину. Его сотрудники уверены, что если бы не война, во время которой он, инженер-электротехник, занимался...

МОСКВА, 31 октября. /Корр. РИА "Новости" Любовь Соболевская/.

К 100-летию Сергея Лебедева, выдающегося русского ученого в области электронной техники

Сто лет назад, 2 ноября 1902 года, в Нижнем Новгороде в семье учителей Лебедевых родился сын Сережа, которому было суждено стать создателем отечественных ЭВМ. Более того, разработки Лебедева в этой области не уступали западным аналогам, и даже опережали их. Но долгое время имя ученого был знакомо только узкому кругу специалистов.

Впрочем, времена "холодной войны" лишили заслуженной широкой известности многих ученых и конструкторов, работа которых имела оборонное значение. По причине засекреченности родился и миф о том, что СССР, а затем и Россия сильно отстали в создании и развитии вычислительной техники. На самом же деле, здесь все не так однозначно. И если взглянуть на факты, то получается, что не только в "области балета", но и в деле создания ЭВМ мы были "впереди планеты всей".

Вот и работы Лебедева. В 1945 году именно он создал первую в стране электронную вычислительную машину. Его сотрудники уверены, что если бы не война, во время которой он, инженер-электротехник, занимался автоматизацией военной техники, работа над созданием вычислительной машины с использованием двоичной системы счисления /отличной от десятичной, которой мы пользуемся в обычной жизни/ началась бы и закончилась гораздо раньше.

А еще через пару лет Лебедев занялся созданием первой в континентальной Европе электронно-счетной машины с хранимой в памяти программой. Такая машина была запущена 6 ноября 1950 года.

Поэтому российская вычислительная техника моложе западной формально лишь на 1,5-2 года, что незначительно, так как все даты в этой области весьма относительны.

Большим достижением Лебедева стала МЭСМ (Малая электронная счетно-решающая машина) - настоящий электронный компьютер, созданный в Киеве в 1953 году. В нем Лебедев совершенно независимо от известного американского ученого Джона фон Неймана (1903-1957) пришел к тем же идеям конструирования ЭВМ.

Следующим шагом Лебедева было создание БЭСМ - Быстродействующей электронной счетной машины. Отставания от Запада тогда не было. В электронных схемах БЭСМ-6, о которой с восхищением вспоминают все, кому довелось на ней работать, было использовано 60 тысяч транзисторов и 180 тысяч полупроводников-диодов. Элементная база БЭСМ была совершенно новой, в ней уже были заложены основы схемотехники третьего и четвертого поколений ЭВМ, хотя сама она относилась ко второму поколению. Среднее быстродействие машины достигало 1 млн операций в секунду.

БЭСМ-6 выпускалась 17 лет, до 1982 года, - срок необычайно долгий для ЭВМ.

Сейчас никто в России, за исключением, разумеется, специалистов-электронщиков, и не вспомнит, что в 1975 году управление знаменитым советско-американским космическим полетом "Союз-Аполлон" осуществлял в СССР новый вычислительный комплекс, в состав которого, наряду с новыми отечественными вычислительными машинами, входила и БЭСМ-6. При этом на обработку телеметрической информации о полете требовалась всего лишь минута, а коллеги в США в те времена делали те же расчеты за полчаса.

В истории науки ХХ века нет другого ученого, подобного Сергею Лебедеву, активная творческая жизнь которого охватила весь период создания электронной техники - от первых ламповых вычислительных машин до супер-ЭВМ на интегральных схемах. Под его руководством создано 15 типов машин, каждая из которых являлась новым словом в этой области.

Машины Лебедева были самыми быстродействующими в Европе, а по некоторым своим структурным особенностям превосходили продукцию американских фирм. И сегодня первенство по быстродействию вычислительных систем среди европейских стран удерживает Россия, занимая по этому показателю третье место в мире. В Межведомственном суперкомпьютерном центре в Москве работает система из 768 процессоров со скоростью в 1 терафлоп - триллион операций в секунду.

Вклад Лебедева в создание атомной энергетики и ядерного щита страны трудно переоценить. Он работал и в других оборонных областях. На вычислительных системах, разработанных под его руководством, был впервые создан комплекс противоракетной обороны, который в 1961 году сбил баллистическую ракету. В США такой "трюк" смогли повторить более чем через 20 лет.

Незадолго до своей кончины в 1974 году академик Лебедев одобрил задание на разработку вычислительного комплекса "Эльбрус". Как вспоминает один из его создателей, ученик Лебедева Борис Бабаян, "мы делали свою вычислительную технику, хорошо понимая, что опережаем западные разработки".

"В 1978 году мы сделали первую так называемую суперскалярную машину "Эльбрус-1", процессор которой позволял обрабатывать несколько потоков данных одновременно. Сейчас на Западе,- продолжает Бабаян,- делают именно такие "суперскаляры", причем они появились там лишь в 1992 году".

"Наш вариант, - говорит он, - аналогичен Pentium Pro, который Intel сделал в 95-м году". Это показывает, как далеко ученики Лебедева ушли четверть века назад.

Но тогда - в 70-е годы - руководство страны выбрало неправильный путь - копирование американских ЭВМ. "Лебедев был мягкий, интеллигентный человек, человек науки, - вспоминает Бабаян, - но у него хватило воли и упорства категорически отвергнуть идею участия нашего коллектива в копировании западной техники". Отнюдь не все руководители подобных научных групп, а их в СССР было несколько, смогли противостоять давлению. Так было заложено отставание от мировых лидеров в этой области.

Имя Сергея Лебедева должно стоять рядом с именами Игоря Курчатова, руководившего советским атомным проектом (от бомбы до АЭС и атомного флота) и Сергея Королева, осуществившего прорыв человечества в космос. Однако Лебедев менее известен - и не только из-за секретности большей части его результатов. Не меньшую роль сыграло и то, что он не любил встречаться с журналистами, был предельно чужд какой бы то ни было рекламе и абсолютно равнодушен к известности и славе. Которой он достоин по праву.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала