Алехин родился 31 октября 1892 года в Москве. Его отец - потомственный дворянин, крупный землевладелец, а мать - дочь текстильного фабриканта Прохорова. Мальчик растет тихим и спокойным, в семейном кругу его ласково называют Тиша. Тогда трудно было представить, что этого тихого мальчика ждет громкая слава непобедимого шахматного чемпиона.
Александру было семь лет, когда мать научила его играть в шахматы, и он стал заниматься ими регулярно. Благо дом Алехиных в Никольском переулке Москвы слыл настоящим шахматным салоном, где собирались многие известные российские шахматисты.
Первый большой успех пришел к Алехину в 1909 году, когда он выиграл Всероссийский турнир любителей, за что получил роскошную вазу, пожалованную императором Николаем Вторым.
То, что в России появился молодой одаренный шахматист, способный стать наследником славы Михаила Чигорина, подтверждает международный турнир в Петербурге весной 1914 года. В тогдашнюю столицу России прибыли лучшие шахматисты планеты Капабланка, Тарраш, Маршалл, Рубинштейн, Нимцович, Яновский во главе с действующим чемпионом мира Эммануилом Ласкером. И среди этого созвездия знаменитостей - 22-летний Александр Алехин. Он блестяще проводит турнир и занимает почетное третье место вслед за шахматными грандами Ласкером и Капабланкой.
Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война на целых 4 года прерывает шахматную жизнь в Европе. А у Алехина вынужденный "отпуск" оказывается еще более долгим - Октябрьская революция, гражданская война, какие уж тут шахматы!
Дворянин по происхождению, Алехин пытается найти себя в новой России: он поступает в студию киноисскуства под руководством известного режиссера Владимира Гардина.
Однако актерские занятия скоро надоедают Алехину, хотя способности у него, очевидно, были. Позднее, когда он уже стал чемпионом мира, его приглашали сниматься в Голливуде.
Из актеров Алехин переквалифицируется в следователи Московского уголовного розыска - ведь он, юрист по образованию, окончил Петербургское императорское училище правоведения. Можно только удивляться одаренности его натуры и разносторонним способностям. Актер, сыщик...
Но прежде всего - шахматист: как только появилась возможность вернуться к шахматам, он ее использует.
В октябре 1920 года в Москве решают провести первый чемпионат Советской России, и Алехин становится его участником. Условия для игры - жуткие: в стране только что закончилась гражданская война, царят голод и холод. Турнирное помещение не отапливается, порой приходится играть в пальто.
Алехин уверенно занимает первое место и становится первым чемпионом Советской России.
Сейчас трудно говорить, прав был Алехин или нет, приняв решение покинуть Советскую Россию, чтобы иметь неограниченные возможности встречаться с сильнейшими шахматистами планеты и осуществить свою давнюю мечту - стать чемпионом мира.
Женившись на активистке социал-демократического движения, швейцарской журналистке Анне-Лизе Рюэгг /это был его второй брак/, он уезжает за границу. Впоследствии Алехин был женат еще дважды. Все четыре брака не принесли ему счастья: он постоянно чувствовал себя одиноким и единственной настоящей его страстью были шахматы. Именно им он отдал свою жизнь и объяснял это так - "сделаться шахматным маэстро меня заставили, во-первых, искание истины, во-вторых, стремление к борьбе".
За рубежом, во Франции, ставшей его второй родиной, Алехин, наконец, получает возможность играть в крупнейших шахматных турнирах. Чемпионом мира к тому времени был уже Капабланка, и Алехин задается целью добиться права на матч с кубинским гением. И он получает его, показывая такую яркую, полную безудержной фантазии и красивейших замыслов игру, что гроссмейстер Савелий Тартаковер восклицает: "У Капабланки - титул, у Ласкера - результаты, но только у Алехина - стиль настоящего чемпиона мира!" Грандиозная битва титанов, не имеющая себе равных в шахматной истории, началась 15 сентября 1927 года в Буэнос-Айресе. Шансы Алехина расценивались в шахматном мире крайне низко - ведь до матча он не выиграл у Капабланки ни одной партии, а проиграл три. Теперь же ему предстояло по условиям матча выиграть у непобедимого кубинца шесть поединков.
Два с половиной месяца, 34 партии продолжалась эта захватывающая борьба, которая принесла Алехину победу со счетом 6:3, а с ней и желанный титул чемпиона мира. Цель жизни была достигнута.
А потом последовали столь триумфальные победы на многих турнирах, что гроссмейстер Арон Нимцович как-то посетовал: "Он обращается с нами, как с желторотыми птенчиками".
Неожиданно проиграв в 1935 году матч голландцу Максу Эйве 14,5:15,5, Алехин спустя 2 года возвращает себе чемпионское звание после более чем убедительного реванша - 15,5:9,5.
Алехин всегда тосковал по Родине и мечтал вернуться в Россию. Увы, этой мечте не суждено было осуществиться, хотя незадолго до смерти, в начале марта 1946 года, он получил вызов на матч за звание чемпиона мира от Михаила Ботвинника. Алехин активно готовится к этому поединку и надеется сыграть его в Москве. Но 24 марта официант, вошедший в гостиничный номер Алехина в португальском городе Эшториал, увидел застывшего в кресле чемпиона мира, скончавшегося от сердечного приступа. Доска с фигурами была рядом. Взгляд чуть приоткрытых глаз великого шахматиста покоился на лежащем вблизи томике стихов Маргарет Сотберн. На последней странице книги бросалась в глаза строка: "Это судьба всех тех, кто живет в изгнании".