Некоторые исследователи считают, что театр, возникший при дворе, должен был противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки. Здесь вместо народных сцен шли пьесы на библейские, историко-героические темы, а вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого и фривольного, звучал напыщенный, тяжеловесный язык.
В 1672 году царь Алексей Михайлович по инициативе боярина Матвеева поручил организацию театра Иоганну Готфриду Грегори, пастору лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Грегори "учиняет хоромину для комидийного действия", где, набрав 60 актеров из местных немцев, ставит пьесу собственного сочинения на библейсукю тему об Зсфири "Артаксерксово действо". Впервые "русские" светские стихи зазвучали со сцены, правда, с немецким акцентом. Царь был в восторге.
Поощренный Грегори, на скорую руку перевел с немецкого еще пять пьес. Правда, переводил он не сам, а с помощью толмача посольского приказа Георга Гивнера. Вслед за пьесами Грегори явились драмы Симеона Полоцкого /"О блудном сыне", "О Новуходоносоре"/, приглашенного из Полоцка в 1664 году в качестве воспитателя царевича Федора Алексеевича.
Потом появились актеры из русских, они играли на немецком и русском языках пьесы на библейские темы: о Товии, Юдифи и Олоферне. После кончины Алексея Михайловича в 1676 году, взойдя на престол, Федор Алексеевич "хоромину" закрыл, но не надолго. Поклонниками "комидий" стали царевна Софья и передовое боярство того времени, быстро переодевшееся в немецкое платье.
В наше время о том, насколько прижился театр в России, говорит тот факт, что сейчас только в Москве функционирует более 60 профессиональных театров.