Некоторые меры, как, скажем, право прослушивать сотовые телефоны лиц, подозреваемых в терроризме, и перехватывать их электронную почту были позднее одобрены конгрессом. Другие строгости получили поддержку в решениях судов, согласившихся, например, с отказом пленникам военной базы Гуантанамо в доступе к судебной системе США.
Но в остальных, наиболее драматичных случаях ограничений гражданских прав президент Джордж Буш действовал в одиночку. В те дни национального кризиса создавалось впечатление, что администрация предпочла безопасность населения демократическим правам, которыми американцы привыкли пользоваться.
"Враг объявил нам войну, - заявил президент 29 ноября. - И мы не должны позволить иностранным врагам использовать свободное общество, чтобы разрушить свободу..." В результате в США были учреждены "военные комиссии", по существу военные трибуналы, для разбирательства дел иностранных граждан, подозреваемых в терроризме. Статус этих органов не предусматривал четкой презумпции невиновности для обвиняемых, как и не требовал единогласия, чтобы отправить подсудимого на смертную казнь. Изобретатели сталинских "троек" могли бы радостно перевернуться в гробу.
Исполнительная власть США также наделила себя правом объявлять некоторых американских граждан "вражескими бойцами" и держать их в заключении неограниченное время, не предъявляя официального обвинения и отказывая им в доступе к адвокатам.
В настоящее время в тюрьме в Южной Каролине находятся двое заключенных с такого рода бесправным статусом. Один их них - Ясир Есам Хамди, гражданин США, захваченный в Афганистане. Другой - Хозе Падилла, пуэрториканец, который родился в Нью-Йорке, перебивался мелким воровством, принял в последние годы ислам в его радикальной, военизированной форме и был арестован агентами ФБР в аэропорту Чикаго по подозрению в попытке выполнить задание "Аль-Каиды" - взорвать в США "грязную" радиологическую бомбу.
Атака на права личности в США, объясняемая интересами национальной безопасности, этим не ограничивается. Федеральные службы задерживают сотни арабов и мусульман при туманных юридических обстоятельствах, могут вести закрытые слушания о депортации лиц, подозреваемых в терроризме, и даже перехватывать их телефонные разговоры с адвокатами.
Сразу после террористического акта 11 сентября это казалось более, чем оправданным.
Но спустя год, когда жажда мести уступает здравомыслию, либеральная Америка возмущена "агрессивной", как она выражается, позицией исполнительной власти и лично Джорджа Буша. Президента критикуют и проклинают. Правозащитные группы, конгрессмены и сенаторы, средства информации и даже суды приходят к выводу, что он узурпировал права, которыми не наделен по конституции, и посягнул на свободу личности.
Хотя, казалось бы, Бушу далеко до своих предшественников по части закручивания гаек в дни кризиса.
В годы гражданской войны президент Линкольн арестовал тысячи подозреваемых в симпатиях к повстанцам. В первую мировую Вудро Вильсон преследовал активистов антивоенного движения. В свою очередь Франклин Рузвельт интернировал десятки тысяч американцев японского происхождения.
Так что Буш, как признают даже его критики, шел протоптанной тропой. Разница, однако, состоит в том, что после Вьетнама, Уотергейта, скандалов вокруг ЦРУ и ФБР круг гражданских свобод и демократических прав в США раздвинулся, а исполнительная власть попала под подозрение общественности. Вот на этом новом, более либеральном фоне американский президент и перекосил баланс между национальной безопасностью и свободой личности, утверждают его критики.
По их мнению, угроза, которую представляет для США "Аль-Каида", скорее носит криминальный характер, чем военный. Несмотря на тысячи жертв и страшные разрушения 11 сентября, это не боевая операция вроде нападения империалистической Японии на Перл-Харбор, а грандиозное, жуткое и неожиданное по форме, но всё-таки преступление. Следовательно, бороться с терроризмом надо бы преимущественно обычными инструментами охраны правопорядка под наблюдением судов и конгресса. Иначе говоря, не оставляя столь глубокой вмятины на гражданских свободах Со скептиками не согласны многие рядовые американцы. Опрос, проведенный организацией Гэллапа, Си-Эн-Эн и газетой "Ю-Эс-Эй тудей", показал, что 50% опрошенных солидарны с президентом Бушем в том, что касается мер по ограничению гражданских свобод, а ещё 25% жалеют, что президент не пошёл в этом направлении достаточно далеко. Однако 11% твердо убеждены: события 11 сентября не оправдывают зажима демократии.
В итоге Америка встречает годовщину террористической атаки расколотой. У неё нет единого мнения о том, сколько должна стоить национальная безопасность в пересчете на меру свободы. Отсюда главный вывод, который делают многие ведущие американские политологи: в наш век понятие гражданских свобод становится гибким, эластичным и может меняться в зависимости от степени различных угроз.
Дебаты в США имеют прямое отношение и к попыткам оценить ситуацию с правами человека в Чечне. Представитель Парламентской ассамблеи Совета Европы Фрэнк Джадд, отправившийся во вторник в двухдневную поездку в Чеченскую республику, наверняка хорошо представляет себе всю относительность и интуитивность таких оценок.