> Как передает корреспондент РИА "Новости", в четверг журнал представит вторую серию проекта, на который мастеров искусств из разных городов России вдохновил родной город Кузьмы Петрова-Водкина. Кстати, Хвалынск ярко описан им в автобиографических книгах, которые знатоки ценят не меньше, чем картины этого выдающегося живописца.
Старинный город в низовьях Волги увлек художников из Саратова два десятилетия назад. К движению "Хвалынские пленэры" вскоре присоединились коллеги из других городов. Каждый август "команда" художников устремляется в старый поволжский город, сохранивший черты 19 столетия.
"Хвалынск стал заповедным местом на земле, - пояснил скульптор Дмитрий Шаховской. - В облике города запечатлена непрерываемая связь времен, он притягивает людей искусства не только как родина Петрова-Водкина, но и как некая точка на земле, где человек осознает себя частью космоса".
Удивительна природа этих мест, говорят очевидцы, Хвалынск окружают невысокие и весьма живописные меловые горы. С их вершин открывается круговой обзор земли и сферы неба, рассказал художник. Становится понятно, что изобретение Петрова-Водкина - сферическая перспектива вполне может отражать новые, непознаваемые пласты жизни.
В творчестве хвалынской группы несложно проследить общие стилистические черты, взаимовлияние, брожение общих идей. Разные поколения сближает преклонение перед наследием выдающихся мастеров Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина и перед той живописной традицией, что сформировалась в Саратове, откуда вышло немало участников объединения "Голубая роза". Гладкость письма, без поисков рельефной и фактурной выразительности, приглушенный, как бы сумеречный колорит, пластическая конструктивность, присущая художникам, многие из которых начинали как графики, а потому заметно увлечение линией в живописи, определенная графичность мышления. Рисунки, напротив, очень живописны - им чужда чрезмерная детализация, в ходу "скоропись", широкая кисть.
Главной темой для всех участников "Хвалынских пленэров" стал сам город. Его деревянные домики, деревья и улицы, валуны в траве на склонах холмов и дорогу, меловые горы, высокое небо и залив, пожарную каланчу и гору Богданиха писали все, как и тон души города - Петрова-Водкина. Однако единство тем и мотивов не заслоняет разнообразие способов исполнения - от реалистических зарисовок местности до пластического символизма в различных интерпретациях.
Число художников, каждый год приезжающих в Хвалынск, давно расширило кружок единомышленников до масштаба настоящего Дома творчества. Каждый мог бы сказать о себе: "Без Хвалынска я был бы другим художником и человеком".