Будущий кумир нескольких поколений, Целиковская, родилась в в Астрахани. Музыкальное воспитание /ее отец был дирижером Большого театра, там же пела мать/ привело к тому, что девочка выучила ноты раньше, чем буквы. У Целиковской был аболютный музыкальный слух, и хотя оперной певицей она не стала, впоследствии почти во всех своих фильмах пела сама.
Еще студенткой театрального училища имени Щукина в 1938 году она сыграла свою первую роль в фильме "Молодые капитаны". А потом появились и настоящие, "звездные" роли в кинолентах "Антон Иванович сердится", "Сердца четырех", "Воздушный извозчик", "Девушка с характером", "Близнецы", "Шведская спичка". В ее образы живых, веселых, бескорыстных и открытых девушек влюблялись, старшеклассницы носили платья и делали прически "под Целиковскую", а на полях сражений Великой Отечественной в честь актрисы многие готовы были совершать настоящие ратные подвиги.
Сам великий "мастер синема" Сергей Эйзенштейн говорил: "Целиковскую не надо хвалить - ее надо снимать". Что он и сделал, дав ей роль царицы Анастасии в своем фильме "Иван Грозный". Живая героиня не понравилась тогда Сталину. "Отец народа" вынес безапелляционный "вердикт": "Таких цариц не бывает" и вычеркнул актрису из списка на Сталинскую премию. С тех пор Целиковскую приглашали сниматься исключительно в комедиях, исключением стала только роль жены Дымова в фильме "Попрыгунья" /1952 год/.
Гораздо разнообразнее была ее работа на театральной сцене. Почти за 50 лет работы в Театре им.Евг.Вахтангова актриса сыграла в спектаклях "Мадемуазель Нитуш", "Много шума из ничего", "Ромео и Джульетта", "Идиот", "Маленькие трагедии".