Год назад, после первой подобной встречи журналистов с президентом звучало немало сомнений: "Зачем такой формат? Ведь все равно большинство присутствующих задать свои вопросы не смогут из-за естественной нехватки времени?" Теперь, когда подобное собрание стало приобретать черты регулярности, то и смысл его становится яснее.
"Всероссийский съезд" журналистов в Кремле не слишком приспособлен для обнародования каких-то особенно горячих новостей. Для этого существуют заявления президента перед телекамерой, ответы на вопросы в кремлевских коридорах, тематические пресс-конференции после важных заседаний или международных встреч. Нельзя сказать, что на встрече в понедельник не прозвучало новостей. Инициатива по распространению упрощенного и льготного налогообложения на сферу сельскохозяйственного производства. Идея о необходимости прекращения "зачисток" в Чечне по мере становления собственно чеченских правоохранительных органов предположительно до конца текущего года. Уточнение позиции президента по вопросу интеграции с Белоруссией: либо единое государство, либо по образцу Европейского Союза. Важность вступления Украины в ЕврАзЭС именно в контексте предстоящего вступления России и Украины в ВТО.
Но, главное, президент разъяснял основные направления политики страны. Конечно, собравшиеся в Кремле люди знают об этой политике побольше, чем в очень многих других аудиториях. Поэтому Владимир Путин старался найти новые, свежие аргументы в пользу своих решений и действий. Президент говорил о самых непростых вопросах. О нахождении баланса между стимулированием регионов-доноров и поддержкой реципиентов. О недостатках и преимуществах выборности региональных властей и роли местного самоуправления. И все время возвращался к мысли о необходимости повышения культуры всех слоев общества и для борьбы с милицейскими взятками, и для большего доверия и уважения к журналистской профессии.
Эти "размышления вслух" служили камертоном встречи. Давали основное "послание" президента обществу: послание сколь содержательное, столь и эмоциональное. В стране ничего не делается с наскока, все обсуждается, и лишь потом получает свое воплощение. Страна работает и движется вперед.
С тем глава государства и отправляется на встречу "восьмерки" в Канаду.
700 человек, встретившиеся в Кремле во второй раз (пусть и не одни и те же люди), уже догадывались, зачем они собрались. Они участвуют в создании страны. Как строят ее обе палаты Федерального Собрания, правительство, общественные организации. Несколько экзотичная форма общения власти и общества? А кто сказал, что Россию с ее 10 часовыми поясами и ста пятьюдесятью национальностями можно создавать, строить как Голландию? Полукруглый "парламент" собрал представителей не избирателей, а читателей и зрителей. Конечно, он не обладает легитимностью. Как не имеет ее новогоднее обращение президента к нации за пять минут до полуночи. Но разве можно хоть на миг представить ее отсутствие?