Так же относились и к предшественнику ШОС - ежегодному форуму "Шанхайской пятерки", то есть высших лидеров пяти стран (тогда - без Узбекистана), хотя это были просто встречи, без какого-либо работавшего между ними секретариата, без инвестиционных программ и всего прочего, чем занимаются обычно международные организации.
Особое уважение оказывали "пятерке" попросту как гиганту - из-за громадной протяженности территорий входивших в нее государств: от Балтики до Вьетнама. И все же этот геополитический бутерброд, где страны Средней Азии помещаются между двумя гигантами, то есть Россией и Китаем, важен прежде всего как региональная организация, сферой приложения которой с самого начала была лишь Средняя Азия.
Более того, "пятерка" была порождена лишь одной сложной проблемой - пограничной и военной, она стала по сути ответом на одну серьезную проблему: исламский экстремизм и сепаратизм, угрожавший в возникшем после распада СССР стратегическом вакууме и Китаю, и Средней Азии, и косвенно России. И лишь постепенно лидеры - члены "пятерки" пришли к мысли о том, что для решения этой и всех иных проблем мало отвода войск от границ, мало соглашений о неиспользовании территории одного государства для укрытия там противников другого государства, и так далее. Нужно комплексное развитие всего региона. В него входят и малонаселенные, пустынные западные окраины Китая, и примыкающие среднеазиатские территории, не говоря о странах-соседях с весьма сложной внутриполитической ситуацией, как, например, Афганистан.
В известном смысле неясность с Афганистаном при очевидности исходившей от режима талибов угрозы, тормозила выработку каких-либо ясных планов между пятью лидерами, кроме планов по подержанию безопасности. Скажем, при посещении Китая бывает заметно, что если развитие граничащего с бывшим СССР Синьцзяна имеет для китайских правящих кругов ясные очертания, то дальше в западном направлении для работников многих ведомств начинаются сплошные знаки вопроса.
И все же превращение "шанхайской пятерки" в полноценную организацию уже 6 государств было задумано до событий 11 сентября, до войны в Афганистане, до появления в Средней Азии военных баз США. Другое дело, что 11 сентября и все последующие события бесспорно встряхнули всех участников будущей ШОС, заставили их переоценить заново все реалии региона и - как неожиданный для многих итог - заявить, что ШОС сегодня стала еще нужнее, еще актуальнее.
Возможно, наиболее характерный пример здесь - поведение относительного новичка в ШОС, Узбекистана. Эта страна, напомним, присоединилась к "пятерке" перед лицом очевидного возрастания угрозы своей безопасности со стороны талибов в Афганистане. После же начала американцами войны против талибов позиция Ташкента в отношении своего решенного было участия в ШОС казалась для многих наблюдателей лакмусовой бумажкой отношения Средней Азии к Китаю и России. Считалось, что именно в Ташкенте особо сильны были настроения насчет того, что все военные и экономические проблемы теперь решит Америка. И если бы от ШОС отпал бы Ташкент, то это якобы вызвало бы цепную реакцию - или временный паралич воли - в прочих региональных столицах. Но сейчас узбеки, при некоторой дипломатической задумчивости и застенчивости, работают на ключевых направлениях создания структур ШОС, вдохновленные словами своего президента Ислама Каримова о том, что его страна "сделала осознанный выбор".
Приходилось слышать, что главное достоинство новорожденной ШОС - это на редкость тщательно продуманная структура и механизмы ее будущей деятельности. В мире немного межгосударственных организаций, где ежегодно собираются президенты, премьеры, министры иностранных дел, экономики, обороны, безопасности... Хотя, как и следовало ожидать, пока что именно в области безопасности сотрудничество наиболее отработано (все-таки ему уже несколько лет). Стороны им настолько довольны, что не видят необходимости иметь, как в НАТО, общих, наднациональных штабов и межнациональных вооруженных сил. Хватает пока что координационного центра в Бишкеке и иных мер в рамках Шанхайской конвенции по борьбе с сепаратизмом и экстремизмом.
За месяцы подготовительной работы во всех шести столицах созрела мысль о том, что вовлечение США в дела региона может оказаться там хорошим стабилизирующим фактором - при условии, что сами страны Средней Азии возьмут на себя инициативу по определению своего будущего. Следует ожидать, что в документах, которые будут подписаны завтра в Санкт-Петербурге, эта мысль прозвучит ясно.
Чего нельзя сказать пока о самой перспективной стороне будущей деятельности ШОС - экономической. Уже ясно, что ее можно на первой стадии свести к формуле: "энергия, трубопроводы, природопользование и водные ресурсы". Но пока что в этом направлении очень мало конкретики: участники ШОС находятся в стадии накопления и переработки информации.
Предстоит найти ключевые проекты, которые будут выполняться именно в рамках ШОС, для чего в сентябре этого года будет созвана встреча шести премьер-министров. И уже после 2003 года ШОС начнет создавать материальную базу регионального сотрудничества.