За полувековую историю индо-пакистанской вражды было очень много желающих помирить эти два государства. Ведь миротворцы не только (по Священному писанию) блаженны, они в качестве гаранта и участника сделки укрепляют свои политические и экономические позиции в замиренном регионе, демонстрируют там свое влияние, не говоря уж о пропагандистском эффекте от своих действий. Поэтому элемент соперничества миротворцев всегда ощущался и на Индостане. Можно было ожидать чего-то подобного и сегодня, когда в очередной раз через индийско-пакистанскую границу идут ежедневные перестрелки, когда обе стороны стянули туда до миллиона солдат, когда в Дели звучат воинственные речи, а Исламабад демонстративно испытывает новые ракеты. Но при этом сегодня впервые, пожалуй, мы наблюдаем попытку "бывших" Востока и Запада, то есть России и Америки с Европой, совместно стабилизировать обстановку в Южной Азии.
Первые сообщения о сотрудничестве в этой области поступили из зала переговоров Владимира Путина и Джорджа Буша на днях в Москве. На переговорах обсуждалась Южная Азия и, в частности, российско-американское сотрудничество в регионе. После чего в Петербурге, во время разговора двух президентов с журналистами, Путин сказал, что рассчитывает встретиться с премьер-министром Индии и президентом Пакистана в Алма-Ате во время международной конференции по мерам доверия в Азии в начале июня. После этого стало известно, что ситуация в Южной Азии обсуждалась и в кулуарах саммита Россия-НАТО в Италии. Наконец, во вторник вечером из российского МИД поступили сообщения, что лидеры Индии и Пакистана дали согласие на раздельные встречи с Путиным в Казахстане.
Координация усилий Москвы, Европы и Америки на индийско-пакистанском направлении, пусть пока пробная, не очень четко обозначенная, стала фактом. Российское миротворчество встанет в один ряд с британским (в настоящее время в Дели находится министр иностранных дел Великобритании Джек Стро), американским (в середине июня ожидается приезд в регион госсекретаря Колина Пауэлла) и так далее.
Дипломатический вес Москвы в регионе вызван тем, что Россия - главный поставщик вооружений Индии, в то время как вес Запада измеряется финансовой зависимостью от него режима Мушаррафа в Пакистане.
Однако ситуации, при которой Москва и Вашингтон (и Европа) явно или тайно поддерживали бы разные стороны конфликта, здесь нет и в помине. Наоборот, налицо реальное совпадение их интересов в отношении Индии и Пакистана. На первом месте здесь не столько даже страх перед ядерной войной между двумя соперниками (в реальность ее начала эксперты не очень верят). Главная проблема - необходимость для европейцев, американцев, русских и так далее довести до конца начатый было прошедшей зимой процесс "детерроризации" Пакистана.
Совместное миротворчество облегчается общим согласием насчет сути происходящего. Напомним, что исходной точкой нынешнего обострения был теракт исламских экстремистов, базирующихся на территории Пакистана, против жен и детей индийских военнослужащих на территории Индии. Лидеры мировой дипломатии, в той или иной степени понимая позицию Дели, боятся, что хорошо вооруженный и плохо контролируемый гнев Индии спровоцирует исламистские силы в Пакистане, в том числе в армейских кругах, на свержение Мушаррафа, если тот будет занимать слишком мягкую позицию. И тогда вместо относительно небольшого террористического государства, которым был Афганистан при талибах, мир получает в несколько раз большую по населению террористическую державу, в которую в худшем варианте фактически войдет и юг Афганистана. Вот главная проблема мирового сообщества, затмевающая угрозу применения ядерного оружия между двумя южноазиатскими соседями, далекими от Европы и Америки.
Пакистан пока не радует миротворцев. Так, глава МИД Британии Джек Стро, находящийся с визитом в Индии, прибыл туда из Исламабада, где состоялась его встреча с президентом Пакистана Первезом Мушаррафом. Встреча, по словам министра, была "крайне неудачной", Англия не уговорила Мушаррафа предотвращать обстрелы и теракты исламских боевиков на индийской территории. Тем временем американские разведывательные круги подозревают, что не столько сам Пакистан, сколько "Аль-Каида" и ее союзники, базирующиеся в Кашмире, провоцируют Индию. Цель их - заставить Исламабад перебросить войска к восточной границе с Индией, чтобы тем самым помешать преследованию лидеров "Аль-Каиды" и "Талибана", в том числе Усамы бен Ладена, в Пакистане.
Позиция Индии, впрочем, тоже не вызывает энтузиазма у британцев, как и у американцев. Главная вина Индии - в нетерпении. На одной из последних пресс-конференций министр иностранных дел Индии Джасвант Сингх сказал, что у Мушаррафа было достаточно времени, чтобы выполнить данные всему миру обещания уничтожить базы терроризма в стране, и что "пришло время неотложных решений". Мир понимает, что своей жесткой позицией в отношении Пакистана Индия подталкивает все заинтересованные страны к тому, чтобы принять некие немедленные меры в отношении Пакистана, а это создает угрозу для режима Мушаррафа, на которого и сейчас возлагаются все надежды.
Все переговоры и попытки замирения двух противников будут, видимо, развиваться именно по указанной схеме: как добиться от Исламабада выполнения обещаний насчет баз терористов, не поставив этим режим под угрозу дестабилизации. Прежняя политика, сводившаяся к тому, чтобы просто дать для этого Мушаррафу время, не сработала. Очевидно, что здесь нужны некие очень серьезные решения, для которых потребуется полное взаимопонимание всех мировых держав, в том числе и России.