Систематического образования не получил: будущий поэт доучился до четвертого класса и недостатки образования пополнял постоянным чтением, порой беспорядочным, но предельно разнообразным. Стихи начал писать рано, работая то в "некрасовской" стилистике, то в "библейской" /это причудливое сочетание обыденности тем и возвышенности интонаций - характерная черта его поэтики/. Начал печататься с 1881 г. в самых разных журналах и газетах /"Новое время", "Наблюдатель" и др./.
К 1885 г. Фофанов покинул отцовский дом, где его занятия словесностью понимания не находили. Однако поэтической славы он еще не обрел, так как никто тогда не мог соперничать с любимцем читающей публики Семеном Надсоном.
Первая книга Фофанова "Стихотворения" /1887/ прошла почти незамеченной, не получила она и Пушкинскую премию, на которую была выдвинута Яковом Полонским. Ситуация резко изменилась в 1887 г., когда совсем молодым, умер Надсон. Именно тональность поэзии Фофанова - поэзии человека, разочарованного жизнью, но не утратившего до конца веру в бытие, - была воспринята как достойный отзвук надсоновской мелодии. Кроме того, на фоне злободневной и все более разрушавшей традиционную культуру русского стиха "революционно-демократической" поэзии выдержанное в классических тонах творчество Фофанова самым строгим ценителям казалось романтической отдушиной. Сборники стихов Фофанова "Стихотворения" /1887 и 1889/, "Тени и тайны" /1892/, "Иллюзии" /1900/ стали необыкновенно популярны.
О Фофанове поры его второй /"Стихотворения", 1889/ и, особенно, третьей /"Тени и тайны", 1892/ книг положительно отзываются все - от лидеров старшего и среднего поколений /Яков Полонский, Лев Толстой, Антон Чехов/ до русских символистов /Валерий Брюсов/. Символисты никогда не отрекались от влияния, оказанного на них двоемирной лирикой Фофанова.
Однако именно с выходом первых сборников поэзии символистов в 1895 г. литературное влияние поэта пошло на спад. Чувствуя, что поэтическая почва уходит из-под ног, поэт пробует создавать "актуальные" стихи. Их темы: голод, отлучение Льва Толстого от церкви.
Тогда же под уклон пошла и жизнь Фофанова. Сумевший в 1890 году справиться с первым серьезным приступом психической болезни, он постепенно утрачивает волевые качества, бедствует, пьет, переезжает с места на место; в 1908 году безуспешно пытается продать собрание своих сочинений в пятнадцати томах за пятнадцать тысяч рублей. Современники, встречавшиеся с ним в эти годы, свидетельствуют: от прежнего Фофанова остался лишь детски чистый взгляд его прозрачно-голубых глаз. В 1911 году поэт тяжело заболел.
Умер Константин Фофанов в глубокой нищете в петербургской больнице 30 мая 1911 года, не принятый новой читательской аудиторией и почти забытый старой.
Фофанов обладал необычайным природным дарованием и удивительным чутьем, что сделало его творчество заметным явлением в русской поэзии конца XIX века.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 30 мая/.