Леонид Брусин
14 мая с. г. в музее В.И. Вернадского (ул. Маховая 11) работала секция по значению идей В.И. Вернадского в рамках общероссийской конференции "От истории природы к истории людей". Известный ученый В.И. Вернадский, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, первый Президент АН Украины (1919 г.), рассматривал биосферу, как область существования и активной деятельности живого вещества, и космическое единство всего живого и неживого (которое характеризуется своими формами жизни). Он развил учение о Ноосфере (сфере разума), как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества.
Проф., д. г. м. наук Г.Б. Наумов, рассказал о творческом пути В.И. Вернадского и значении основных выводов работ Вернадского о том, что мощность цивилизации зависит от структуры организованности системы, развития ее информационных возможностей и мобильности. Вернадский показал, что при умственной работе идет только перераспределение, а не увеличение работы, а мыслящий человек есть мера всему и является огромным Планетным явлением. В своих расчетах он показал, что человек может больше, чем естественные процессы Земли.
Примечательно то, что комплексный подход Вернадского к решению задач потребностей человека учитывает решение экологических проблем и помогает предсказывать будущее развитие. В этой связи был интересен доклад проф. Э.П.
Григорьева (Российская Академия Государственной Службы) об инструментарии для моделирования в глобальном масштабе будущего, предсказывающий развитие нашего общества с решением социальных проблем.
О широком влиянии идей Вернадского на все стороны человеческой жизни свидетельствует и прозвучавшие доклады по экологии, образованию, просвещению, законотворчеству ученых и специалистов. Плотный рабочий день закончился экскурсией по музею Вернадского, о богатейшей коллекции минералов которого (с демонстрацией жизненных изменений множества экспонатов) рассказал проф. Г.Б. Наумов.
Жаль только, что при отсутствии информации в СМИ о работе Конференции, слушателей и докладчиков было немного.