Всенародную известность и любовь миллионов зрителей принесла актеру роль таможенника Верещагина в фильме Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни". Сам актер увидел фильм лишь за две недели до смерти. Это была последняя работа Луспекаева, на счету которого около 30 киноролей /"Тайна двух океанов", "Республика ШКИД", "Три толстяка", "Зеленые цепочки"/.
Не менее выразительные образы создал он и на театральной сцене. Как рассказал РИА "Новости" актер Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова Изиль Заблудовский, в БДТ Луспекаев пришел из Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки в 1959 году.
"Павел Борисович был очень эмоциональным человеком: он очень беспокоился о том, как примет его ленинградский зритель", - вспоминал Заблудовский.
Однако, по словам другого партнера Луспекаева по сцене Георгия Штиля, уже первая сыгранная на этой сцене роль инженера Черкуна в спектакле "Варвары" сразу показала, что это гениальный актер.
На сцене БДТ Луспекаев играл до 1967 года, пока не ушел на пенсию по инвалидности.
Он мог сыграть любую роль: его образы - и трагедийные, и комические - были удивительно яркими. Когда Луспекаев выходил на сцену, все артисты театра, несмотря на строгий запрет Товстоногова, собирались за кулисами и с огромным интересом наблюдали, как он сыграет сегодня, рассказал Штиль.
Это был человек огромного обаяния, который всегда умел расположить к себе. Несмотря на свою тяжелую болезнь /заболевание сосудов, которая привела к ампутации обеих ступней/, Павел Луспекаев был очень веселым и жизнерадостным человеком. У него всегда был полный дом гостей /кстати, Штиль и Луспекаев жили на одной улице и часто ходили в гости друг к другу/.
Коллеги Павла Борисовича по сцене ценили его потрясающее чувство юмора и "эксплуатировали" его - просили во время репетиций посидеть в зале. Смех Луспекаева был лучшей оценкой и похвалой.
Ушел из жизни Павел Луспекаев, не успев сделать и сотой части того, что мог. Он так и не сыграл роль Скалозуба в спектакле "Горе от ума" Грибоедова, которую начал репетировать. Образ, который начал создавать мастер, был настолько ярким, что весь спектакль можно было назвать по имени его персонажа, заметил Георгий Штиль.
В день рождения артиста его вспоминают не только артисты, но и "коллеги" по роли в "Белом солнце пустыни" - сотрудники Северо-Западного таможенного управления.
В СЗТУ РИА "Новости" рассказали, что ежегодно в этот день таможенники посещают Северное кладбище, где похоронен артист, и возлагают цветы на его могилу. В 1999 году они установили там мемориальную плиту.