Развитие таких технологий началось в 1961 году с создания информационно-вычислительного центра МЖД на базе ЭВМ "Урал-4". В 1976 году, благодаря системе "Экспресс-1", был автоматизирован процесс управления перевозками и билетно-кассовыми операциями. Система "Экспресс-2" позволила объединить комплексы машин в единую сеть и сделала управление перевозками более эффективным. Система обслуживает 1600 терминалов с объемом переработки 800 тыс запросов в сутки.
Сегодня возможности "Экспресса-2" практически исчерпаны, готовится запуск "Экспресса-3". Его производительность в 9 раз выше, чем у предыдущей системы. Новая установка будет работать в едином режиме со всеми действующими в стране региональными центрами диспетчерского управления движением поездов. На сегодняшний день на МЖД существует 54 диспетчерских участка, однако по мере развития информационных технологий их количество должно сократиться до 43.
Помимо управления процессом перевозок товаров и пассажиров, планируется осуществлять контроль над финансовыми и материально-техническими ресурсами магистрали. Это должно привести к сокращению хищений как в поездах, так и на железнодорожных участках.
В планах руководства дороги значится и запуск электропоеэдов нового поколения, оснащенных системой отопления и кондиционирования, телекамерами, информационными табло и другим современным оборудованием.