Якунин отметил, что приток инвестиций в железнодорожный транспорт необходим для решения важнейших задач, в частности, замена основных фондов, улучшение качества обслуживания, повышение уровня безопасности, развитие телекоммуникаций для создания единого информационного пространства.
По его словам, до последнего времени основным источником инвестиций в отрасль оставались собственные средства предприятий железнодорожного транспорта. Начавшаяся реформа должна в корне изменить ситуацию, по скольку в МПС при формировании инвестиционных программ вводится обязательный принцип распределения ограниченных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе.
Для повышения инвестиционной привлекательности железнодорожных дорог требуется изменить подход к образованию тарифов. Также важным стимулом для притока инвестиций станет повышение открытости отрасли за счет ведения раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности внутри ОАО "РЖД" и применения международных стандартов финансовой отчетности. Уже сейчас начинается разработка концепции облигационных заимствований ОАО "РЖД" на рынках капитала, обсуждаются перспективы кредитных операций, позволяющих привлекать инвестиционные ресурсы на долгосрочную перспективу.
В период с 1991 по 1998 годы произошло резкое, более чем в 4 раза, снижение инвестиций в железнодорожный транспорт, которые сократились с 206,4 млрд рублей до 50 млрд. В результате этого вырос физический и моральный износ основных производственных фондов, который на 1 января 2002 года превысил 56 проц.