В Отделе личных коллекций ГМИИ собрано 80 картин Петра Кончаловского /1876-1956/. В большинстве своем принадлежащие потомкам художника, они почти не экспонировались прежде. В честь 125-летия своего деда показ наследия народного художника РСФСР, лауреата Сталинской премии, действительного члена Академии художеств СССР организовал режиссер Андрей Кончаловский.
Судьбу художника трудно назвать несчастливой: известность пришла к нему еще в молодости, когда он учился в Императорской Академии художеств, потом жил в Париже, общаясь с Пикассо и художниками его круга, а по возвращении в Россию стал активным участником общества "Бубновый валет".
В отличие от многих из прежних товарищей-модернистов, например, Роберта Фалька, Кончаловский и в советские годы имел признание, выставки, музейные закупки.
Его работы демонстрирутся в Третьяковке и Русском музее, входят во множество других собраний. Тем не менее, после смерти классика в его мастерской оставался ряд работ, надолго оказавшихся вне изучения и экспонирования.
Перейдя по наследству к сыну, живописцу Михаилу Кончаловскому, они, по словам организаторов выставки, были мало известны специалистам и почти недоступны для зрителей.
Энергичная кисть Кончаловского с юности до последних дней передавала присущую художнику радость жизни, его "бешеный темперамент", о котором напомнил внук.
На холстах, написанных с 1892 по 1955 год, - портреты родных и друзей, натюрморты и пейзажи. В ярких, сочных, спонтанных, а порой весьма изысканных композициях запечатлены все аспекты бытия и отражены многие тенденции, существовавшие в живописи с конца ХIХ века до середины ХХ.
Среди "неизвестных" шедевров заведующая Отделом личных коллекций ГМИИ Наталья Автономова в интервью РИА "Новости" выделила картины "Паша с красной книгой" /1909/, автопортрет 1910 года, "Ирисы" /1911/, принадлежавший Святославу Рихтеру "Портрет пианистов Веригиных" /1918, ныне - в собрании ГМИИ/, "Верстак" /1917/.