Рейтинг@Mail.ru
Президент России берется за проблемы малого бизнеса - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Президент России берется за проблемы малого бизнеса

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 28 марта. /Политический обозреватель РИА "Новости" Юрий Филиппов/. Характерная особенность российского малого и среднего бизнеса заключается в том, что у них пока не появились авторитетные лоббисты, устоявшиеся политические представители или хотя бы узнаваемые ньюсмейкеры - из так называемого "среднего политического класса".

Поэтому, наверное, и объявить о том, что некоторые меры начавшейся в России налоговой реформы, затрагивающие интересы малого и среднего бизнеса, в ближайшее время будут пересмотрены, пришлось не кому-то из правительственных чиновников, а самому президенту Российской Федерации Владимиру Путину.

Встречаясь в четверг с российскими учеными в городе Байкальске, президент России заявил, что правительство уже до 10 апреля, то есть в течение двух недель, внесет в Государственную думу предложения по льготному налогообложению предприятий малого и среднего бизнеса. А как следствие, налоговая нагрузка на них значительно сократится.

Эксперты ожидают, что изменения должны коснуться введенного недавно единого социального налога: как теперь всем очевидно, он оказывает не стимулирующее, а угнетающее воздействие на предприятия малого бизнеса, а потому было бы разумнее применять его дифференцированно, в зависимости от размера предприятия, вида деятельности и величины его дохода.

Примечательно, что самое серьезное внимание на проблемы малого и среднего бизнеса президент России обращает уже не впервые. В последний раз такой разговор состоялся в Кремле между ним и руководством правительства в конце февраля.

Можно предположить, что и в дальнейшем президент еще не раз возьмет на себя роль непосредственного защитника интересов малого и среднего бизнеса. Причина в том, что, как ни парадоксально, за все годы российских реформ ни один государственный институт, правительственная или общественная структура не связали себя по-настоящему с тем, что в цивилизованных странах считается опорой общества и "средним классом" - а именно, с малым и средним бизнесом.

В конце прошлого года Государственный Совет России обсуждал проблемы малого и среднего бизнеса на уровне концепции государственной политики - тем не менее, в российском правовом поле до сих пор не существует внятной юридической формулировки этого понятия.

Формально предприятием малого бизнеса считается любая коммерческая организация с численностью работающих до ста человек. Определение это, впрочем, безнадежно устарело - на деле подавляющее большинство малых предприятий в России (до 80 процентов) имеют 5 - 10 работающих. Основные сферы их деятельности - торговля, строительство, промышленность, сфера услуг. В малый и средний бизнес активно идут и ученые - причем не только для того, чтобы торговать с лотков. Значительная часть инновационной, наукоемкой продукции в России производится ими как раз на таких предприятиях.

Все вместе малые и средние бизнесмены России ежегодно производят до десяти процентов внутреннего валового продукта. Относительно небольшой объем производства объясняется тем, что предприятия малого и среднего бизнеса в нашей стране с самого начала были ориентированы не на обеспечение крупных компаний комплектующими и т.п., как на Западе, а на конечный потребительский спрос. Платежеспособность потребителей и сейчас определяет их географию - лучше всего они развиты в богатых Москве и Санкт-Петербурге, зато где-нибудь за Уралом, где денег значительно меньше, предприятий малого и среднего бизнеса тоже мало.

Тем не менее, именно в этом секторе получает работу почти пятая часть трудоспособного населения страны. Вместе с членами семей - это несколько десятков миллионов людей, которые связали свою жизнь и свое благополучие с собственным делом и которые ничего или почти ничего не ждут от государства.

Чего они действительно ждут - так это налоговых послаблений. Важнейшая особенность российского малого и среднего бизнеса заключается в том, что он возник вне системы банковского кредитования. Львиная часть средств, вложенных в его предприятия - это не государственные кредиты и не бюджетные деньги, составившие когда-то основу личных состояний большинства российских олигархов. Это, прежде всего, личные сбережения, а также средства, полученные от "теневого" предпринимательства.

Малый бизнес и сегодня довольно робко выходит из тени. И всегда готов уйти в нее при приближении опасности. Приобретение легитимности до сих пор слишком многим представляется сомнительным преимуществом - ведь плата за официальный статус, а именно - быстро растущие налоги, легко может сделать бизнес бессмысленным.

Эта неустойчивая ситуация приводит к тому, что сегодня система налогообложения остается едва ли не единственной связующей нитью между малым бизнесом и государством. Любое неосторожное движение может порвать ее. А это, очевидно, не входит в планы политического руководства страны.

Ведь десятки миллионов людей, связанных с малым и средним бизнесом - это еще и мощная политическая сила, которая пока находится в стадии самоорганизации, но без помощи и поддержки которой едва ли удастся сделать экономические реформы в России необратимыми и построить здесь современное демократическое гражданское общество. С этой точки зрения конкретное, очень злободневное - и по существу, и по теме - обращение президента в Байкальске к проблемам малого и среднего бизнеса можно считать знаковым.

Разумеется, с точки зрения теории "больших чисел" властям всегда удобнее иметь дело с представителями крупного капитала. Их можно собрать за круглым столом, здесь легче добиться единого мнения, а исполнение принятых таким способом решений очень просто контролировать. Самое главное, крупный капитал может гарантировать правительству уровень налоговых выплат, а значит - макроэкономическую стабильность.

С мелким и средним бизнесом так отношения не построишь. Здесь нужна более длительная, трудоемкая работа. Да и о правильности сделанных шагов не узнаешь из застольной беседы - об этом можно будет судить только по состоянию всей экономики и по социальному самочувствию общества. Но зато и результат - благосостояние большинства граждан, уверенность населения в завтрашнем дне, достойный образ жизни соотечественников - несомненно, оправдает любые затраченные усилия.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала