Таким образом, стратегические ориентиры правительства, как и следовало ожидать, остаются неизменными: формирование динамичной экономической модели путем ее модернизации, создания привлекательных стимулов для развития реального сектора экономики, превращения государственного бюджета в эффективный инструмент экономической политики. А как результат всего этого - повышение благосостояния населения.
Ту же задачу правительство решало и в прошлом году, и, если судить по экономическому росту, составившему, по уточненным данным, 5,6 процента, увеличению реальных доходов населения почти на десять процентов и укреплению реального курса рубля не менее чем на треть, справилось с этим успешно.
В нынешнем году опробованная тактика меняться не будет. Михаил Касьянов подчеркнул, что базовой задачей для кабинета министров станет исполнение ранее принятых решений. При этом важно выдержать заданный темп преобразований, добиваясь оптимальной синхронизации изменений в разных отраслях экономики. Но именно здесь, как следует из слов премьер-министра, и находятся те подводные камни, которые могут помешать правительству реализовать намеченные планы.
По утверждению Касьянова, "отставание может привести к тому, что реформы захлебнутся". Вряд ли это преувеличение: неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, связанная с понижением мировых цен на нефть, лишает правительство дополнительной финансовой подстраховки, позволявшей ранее относительно безболезненно откладывать кардинальные изменения в разных секторах экономики под влиянием второстепенных, с точки зрения стратегии реформ, причин.
Некоторые экономисты, в частности, советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов, считают такую ситуацию благоприятной для экономического роста в России. И хотя эту точку зрения в профессиональном экономическом сообществе разделяют не все, факт остается фактом: теперь кабинету министров предстоит не просто искать, а целенаправленно формировать новые источники финансирования социально-экономического развития страны, избавляющие российскую экономику от чрезмерной нефтедолларовой зависимости. Иными словами, стимулировать экономический рост за счет развития несырьевых секторов и внутреннего рынка.
С этой точки зрения далеко не случайным представляется то внимание, которое программа правительства уделяет поддержке малого бизнеса. Именно малый бизнес, по планам кабинета министров, должен со временем превратиться в основу российской экономики, обойдя по общим показателям нынешних экономических чемпионов из сырьевого сектора. Учитывая, что объем товаров и услуг, производимых сегодня предприятиями малого бизнеса, не превышает 15 процентов, решать эту задачу правительству придется не один год. Между тем, мероприятия, связанные с обеспечением финансовой прозрачности малого бизнеса, могут, по оценкам специалистов, дать финансовый прирост государственному бюджету уже достаточно скоро.
Впрочем, экономическим гигантам правительство уделит не меньшее внимание. И тоже, главным образом, имея в виду бюджет и финансы. В текущем году планируется опробовать новую практику утверждения правительством инвестиционных программ естественных монополий. До сих пор "Газпром", РАО "ЕЭС России" и МПС самостоятельно определяли объем и структуру своих инвестиционных расходов, превышающих подчас сотни миллиардов рублей. Это очень большие суммы для федерального бюджета, и пренебрегать ими правительство более не намерено.
Зато от значительной части государственных унитарных предприятий и банков с государственным участием оно будет отказываться. На пресс-конференции во вторник Михаил Касьянов сообщил о намерении государственного собственника выйти из состава акционеров банков, в которых государство имеет долю менее 25 процентов.
Эти намерения правительства лежат в русле его общей политики, нацеленной на дальнейшее ослабление патерналистской роли государства в экономике с одновременным наращиванием эффективности действий в качестве распорядителя собственных активов.
Подробный план действий правительства настолько обширен, что на пресс-конференции во вторник Михаил Касьянов решил не перечислять все его пункты. Только для законодательного подкрепления программы преобразований в текущем году в Государственную думу будет внесено 64 законопроекта. Там будут, в частности, документы по военной, пенсионной, банковской реформе, по реформе таможенного законодательства и социальной сферы. Кабинет министров намерен активно сотрудничать с депутатами для того, чтобы все предлагаемые новации были приняты в намеченные сроки. Но главной точкой приложения сил правительства, очевидно, останутся изменения в налоговой и финансовой сферах. Потеря денег обернется потерей темпа. А это опасно для реформ.