Вступила в силу для 26 стран-участниц СЕ 4 августа 1978 года.
Конвенция действует в 31 стране под эгидой Совета Европы.
Россия является участницей Конвенции. 7 мая 1999 года Конвенция подписана в Будапеште представителем Российской Федерации. Ратифицирована Государственной думой РФ 7 июля 2000 года. 7 августа 2000 года, после прохождения необходимой процедуры, Федеральный закон "О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма" подписан президентом России. Вступил в силу 10 августа 2000 года.
В закон о ратификации Конвенции внесено заявление от имени Российской Федерации о том, что некоторые положения этого документа "должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действия конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи".
Конвенция дополняет действующие между государствами-участниками договоры о выдаче преступников, регулирует комплекс вопросов, связанных с оказанием правовой помощи в вопросах уголовного преследования лиц, совершивших террористические акты, создает международно-правовую основу взаимодействия государств по обеспечению действенного отпора терроризму.
Впервые Конвенция юридически описала составы преступления, которые квалифицируются как террористические преступления, хотя четкого определения, что такое терроризм, конвенция не дает.
К террористическим преступлениям, согласно Конвенции относится, угон самолетов, нападения на посольства с угрозой для жизни их сотрудников, захват заложников, похищение, все уголовно наказуемые деяния, при которых применяются бомбы, ручные гранаты, ракеты, автоматическое стрелковое оружие или взрывные материалы, создающие угрозу для человеческих жизней.
Конвенцией определены правовые основы взаимной помощи в вопросах уголовного преследования лиц, совершивших террористические акты.
Эти преступления не могут рассматриваться как политические, и на лица, совершившие их, не распространяется положение об их невыдаче. Конвенция в основном рассматривает вопросы, касающиеся выдачи подозреваемых.
При этом оговорено, что ни одно из положений этого документа не должно интерпретироваться как обязательное для выполнения, если государство, на территории которого находится подозреваемое лицо, "имеет серьезные основания полагать, что запрос о выдаче сделан с целью преследования по расовым, религиозным, национальным или идеологическим соображениям или в случае, если ситуация подозреваемого после его выдачи может осложниться по одной из этих причин".
На сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы /сентябрь 1999 года/ комитету министров СЕ было предложено дополнить конвенцию положением о том, что к преступлениям террористического толка относятся подготовка террористических актов, соучастие в виде финансирования или поставки средств для действий террористов. Сессией рекомендовано упростить процедуру экстрадиции лиц, совершивших террористические акции или подозреваемых в причастности к терроризму.
5 октября 2001 года в Москве участники конференции министров юстиции европейских стран предложили пересмотреть Европейскую конвенцию о пресечении терроризма, а также внутренние законодательства с тем, чтобы привлечь к ответственности виновных в кратчайшие сроки. Принято решение выработать кодекс поведения для сотрудников правоохранительных органов европейских стран и увеличить финансирование деятельности органов Совета Европы, участвующих в борьбе с отмыванием денег. Министры договорились усилить меры по защите свидетелей, проходящих по делам о терроризме.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 27 января/.