Живописец, график и сценограф, лидер художественного объединения "Мир искусства", блестящий портретист и тонкий пейзажист, автор исторических и мифологических полотен, Серов принадлежит к плеяде крупнейших мастеров искусства. Подлинный труженик, он стал классиком еще при жизни, хотя век его был досадно короток: всего 46 лет, из них - три десятилетия упорной работы и постоянных поисков.
В наши дни с этого мастера ведется история современного искусства России. Крупнейший знаток отечественного искусства 19-20 веков, действительный член Российской академии наук Дмитрий Сарабьянов в интервью РИА "Новости" назвал Серова, наряду с Михаилом Врубелем, родоначальником русской живописи ХХ века. В свою эпоху, богатую талантами, два этих художника /близкие друзья, они и умерли почти в один год/ являлись звездами первой величины - столь же яркими, как в начале XIX века были Карл Брюллов и Александр Иванов.
Лишь после безвременной смерти Серова и масштабной выставки его наследия стала ясна трагичность его судьбы. При всей широте, богатстве и разноплановости творчества, оказавшись на перевале от старого искусства к новому, художник сделал и сказал далеко не все, что мог бы.
Роль его двояка: Серов завершил одну эпоху и открыл другую, но развить его находки и замыслы довелось уже иным, в том числе, многочисленным ученикам серовской школы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Интерес к музыке и театру, выразившийся в сотнях эскизах к спектаклям, был заложен у художника с детства. Отцом его был крупный композитор и музыкальный критик Александр Серов, чьи недописанные творения завершила жена - первая женщина в России, оперу которой исполняли на сцене императорского театра. Валентина Серова - пианистка, композитор, поборница народного музыкального образования, автор воспоминаний "Как рос мой сын" - оказала большое влияние на личность будущего открывателя новых горизонтов. Еще в раннем детстве, проявив исключительные способности к рисованию, после ранней смерти отца он был доверен Илье Репину - другу семьи, а в 15 лет поступил в Академию художеств.
Серов бросил учебу в ней, не завершив курса: он уже был крепким профессионалом, которого стесняли рамки старой системы. В 20 лет Серов вошел на равных в "высший слой" русского искусства, став членом "Абрамцевского кружка". В 22 года он напишет "Девочку с персиками". Портрет юной Веры Мамонтовой сразу прославил автора и остался одним из шедевров русской живописи - знаком ее пути к самообновлению.
Однако мастер светлых и солнечных красок был натурой серьезной и неподкупной. Так, он отказался от звания академика после 9 января 1905 года. "Кровавое воскресенье" Серов наблюдал из окон Зимнего дворца. Приглашенный написать парадный портрет Николая П, прославленный маэстро не стал льстить венценосным заказчикам - его этюды вызвали гнев императрицы.
В обеих столицах светские красавицы и знаменитые политики мечтали получить свой портрет кисти Серова и одновременно "боялись его всевидящего глаза" и дара карикатуриста.
Гран-при Всемирной выставки 1900 года в Париже снискал портрет Великого князя Павла Александровича, и в это же время Серова увлекла крестьянская тема. Картины "Октябрь в Домотканово", "Баба с лошадью", "Стригуны на водопое" - столь же яркие события в русском искусстве, как портреты Андрея Белого и Максима Горького, певца Франческо Таманьо и танцовщицы Иды Рубинштейн, аристократок Зинаиды Юсуповой и Ольги Орловой, купцов Морозовых. Афиша-плакат "Анна Павлова в балете "Сильфида" открывала Русские сезоны в Париже и стала визитной карточкой искусства России на Западе, где, к сожалению, Серов известен недостаточно хорошо по сравнению со своими современниками и соотечественниками, прожившими несколько дольше, - прежде всего, Казимиром Малевичем, Марком Шагалом и Василием Кандинским.
Большая часть наследия мастера хранится в Третьяковской галерее, членом Совета которой он был с 1899 года. Там же 10 лет назад состоялась и последняя крупная ретроспектива Валентина Александровича Серова.