Живописец редкого и многогранного дарования, он создал множество замечательных пейзажей и натюрмортов, портретов современников - московского купечества и творческой интеллигенции, эскизов костюмов и декораций к театральным постановкам.
Среди самых известных работ Коровина - "Северная идиллия" и "Испанки у балкона", "Черемуха" и "Розы и фиалки", "Кафе в Ялте", "Бумажные фонари", многочисленные портреты Федора Шаляпина - друга и единомышленника. Автор пейзажей "Зимой" и "На юге", "Париж. Бульвар Капуцинок" и "Париж ночью" овладевал секретами работы на пленэре вместе с великим пейзажистом Исааком Левитаном, а вскоре ввел в русскую живопись понятие "этюдность": он сделал правилом живую передачу натурных впечатлений, дышащий и "незализанный", будто незавершенный холст.
Наследие художника велико и значимо: он не был бы забыт, если б остался только сценографом. Вступив в "Абрамцевский кружок", к 1885 году он начал работать в Московской частной опере Саввы Мамонтова /"Снегурочка", "Псковитянка", "Аида", "Фауст"/. С 1900 года Коровин уже художник-оформитель Московской конторы императорских театров, с 1910 - главный декоратор и художник-консультант Императорских театров Москвы и Петербурга.
Он оформил более ста спектаклей Большого и Мариинского театров, включая "Русалку", "Демона", "Жизнь за царя", "Руслана и Людмилу".
Мастера притягивало и декоративно-монументальное искусство: он расписал павильон Крайнего Севера на Нижегородской художественно-промышленной ярмарке /1896/, спроектировал и оформил павильоны русского Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже /1900/. Выставлялся с членами Товарищества передвижников и художественного объединения "Мир искусства", стал одним из основателей Союза русских художников, был избран в Академию художеств.
В историю искусства Коровин вошел прежде всего как "первый русский импрессионист" и причислен к тем, на чью долю выпала миссия осуществить переход к искусству ХХ века. В случае Коровина это был именно плавный переход, а не рывок: 14-летним юношей поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где стал любимым учеником Василия Поленова, художник сразу увлекся импрессионизмом. Приверженность этому, безусловно, революционному для тогдашней России направлению он сохранил до конца творческого пути. Позже он и сам, вплоть до 1919 года, будет преподавать в том же училище, рядом со своим другом и ровесником Валентином Серовым, оставившим потомкам запоминающийся портрет собрата.
В отличие от Серова, чей путь оборвался на подъеме, Коровин проживет долго и умрет в Париже, оставаясь, по словам Андрея Белого, "русским до мозга костей".
Покинувший Советскую Россию в 1923 году, старый новатор, на склоне лет прослывший архаистом, донесет живые впечатления молодости в знаменитых мемуарах.